Кинематография в СССР
В мировом киноискусстве, пожалуй, по сей день нет явления, которое можно поставить рядом с советским многонациональным кино. Это уникальное в истории художественной культуры объединение национальных кинематографий 15 союзных республик нашей страны в единую советскую кинематографию.
Советское экранное искусство представляет важную составную часть гуманистической по содержанию, многонациональной по форме, интернациональной по духу и характеру общенародной культуры. В произведениях кинохудожников жизнь предстает во всем своеобразии ее конкретно-исторического и национального облика. Художественный строй фильмов наследует лучшие традиции национальных искусств, самобытными чертами отмечены характеры героев. Вместе с тем для произведений советского кино характерны единство коренных идейно-творческих принципов нашего искусства, пафос советского патриотизма и интернационализма.
<addc>r</addc>
Победа Октябрьской революции положила начало развитию советского киноискусства. Его становление неразрывно связано с именем и деятельностью В. И. Ленина (см. Ленин и кино). В 1922 г. в беседе с А. В. Луначарским В. И. Ленин сказал: «...из всех искусств для нас важнейшим является кино». Он определил основные задачи кино в Социалистическом обществе, указав на «... производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность».
Развитие советского киноискусства неотделимо от истории нашей Родины. В героических свершениях советского народа кино находило свои темы и образы, обретало идейную и художественную силу.
Большинство национальных кинематографий в стране сложились после Октябрьской революции, и лишь некоторые из них имеют дореволюционную предысторию. Так, еще до революции снимались фильмы на территории сегодняшних Российской Федерации, Украины, Грузии, Прибалтики.
История советского кино началась с хроники (см. Документальное кино).
Русская советская документальная кинематография делала первые шаги в дни Октябрьской революции, когда хроникеры запечатлели ряд важных событий в Москве и Петрограде. В период гражданской войны съемки велись на фронте и в тылу. С июня 1918 г. стал выпускаться журнал «Кинонеделя», тогда же был налажен выпуск агитфильмов и игровых картин. Одним из первых полнометражных художественных фильмов был «Серп и молот» (1921) режиссера В. Р. Гардина.
В Украине в 1918—1919 гг. кинооператоры снимали революционные события, военные операции Красной Армии. К числу первых художественных картин относятся «Шведская спичка» (по А. П. Чехову, 1922, выпуск — 1926) и «История Первого мая» (1922).
В Белоруссии первые кинохроники появились в 1919 г. Наиболее значительная игровая картина — «Лесная быль» (1927) Ю. В. Тарича о партизанской борьбе белорусского народа в годы гражданской войны.
Установление Советской власти в Грузии в 1921 г. открыло путь развитию демократического киноискусства. Оператор А. Д. Дигмелов снял ряд документальных фильмов. Художественное кино республики началось с появления фильма режиссера И. Н. Перестиани «Арсен Джорджиашвили» (1921).
В 20-е гг. формируется кино Армении. Сначала снимаются хроникальные ленты, затем и игровые. Популярность приобрел фильм режиссера А. И. Бек-Назарова «Намус» (1926).
Во второй половине 20—30-х гг. в большинстве союзных республик уже были созданы свои национальные киностудии. Этот процесс завершился в послевоенные годы организацией производства фильмов в Молдавии и Киргизии. Интенсивное взаимообогащение кинематографий республик нашей страны способствует развитию советского киноискусства в целом, хотя процесс этот протекает не без противоречий.
Вернемся снова к истории советского кино. В 20-х гг. в области игрового кино успешно работали такие талантливые мастера, как Л. В. Кулешов, Я. А. Протазанов, Ф. М. Эрмлер и другие. В комедии «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) Л. В. Кулешов высмеивает антисоветскую зарубежную пропаганду, распространяющую нелепые слухи о нашей стране.
Я. А. Протазанов создал пользующиеся доныне неизменным успехом сатирические комедии «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930), разоблачающие стяжательство и церковное ханжество.
Русский национальный характер в его привлекательных, общечеловеческих проявлениях, самоотверженность и жажду справедливости русского рабочего человека, верность народа революционным идеалам и чаяниям, понятным миллионам простых людей планеты, — все это с поразительной силой выразили на экране кинематографисты 20-х и 30-х гг. Советской киноклассикой сделались фильмы «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина, «Стачка» (1925), «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Октябрь» (1927) С. М. Эйзенштейна, «Чапаев» (1934) братьев Васильевых, «Мы из Кронштадта» (1936) Е. Л. Дзигана, «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) [Сергей Аполлинариевич Герасимов (1906—1985)|[С. А. Герасимова]], трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1940) А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица и многие другие картины, отмеченные талантливой постановкой, запоминающимися актерскими образами.
В этих замечательных фильмах советские актеры создали целый ряд незабываемых образов. Прославленный полководец гражданской войны В. И. Чапаев в исполнении Б. А. Бабочкина предстает перед нами как талантливый выходец из народа, близкий ему по духу, до конца преданный народному делу. Б. П. Чирков играет в трилогии о Максиме убежденного большевика, стойкого и жизнелюбивого человека. В фильме «Депутат Балтики» Н. К. Черкасов создал трогательный образ профессора Полежаева, прототипом которого был К. А. Тимирязев. Старый ученый посвящает свою научную деятельность народу и находит у него благодарность и признание. В картине «Член правительства» мы встречаемся с простой крестьянкой, роль которой проникновенно исполняет В. П. Марецкая. Будучи прежде забитой и бесправной, эта деревенская женщина становится колхозным организатором, членом правительства.
Примерами советского историко-революционного фильма являются кинокартины о В. И. Ленине — «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) М. И. Ромма, «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940) С. И. Юткевича. Образ вождя революции в этих фильмах ярко и выразительно воплотили замечательные актеры Б. В. Щукин и М. М. Штраух.
Плодотворным было обращение советских кинематографистов и к более ранним периодам русской истории. Важная задача воспитания патриотизма, любви к Родине, гордости за ее исторические свершения была выполнена в таких исторических фильмах, как «Петр Первый» (1937—1939) В. М. Петрова, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941) В. И. Пудовкина, «Александр Невский» (1938) С. М. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» (1941) И. А. Савченко и др. Полные экспрессии массовые сцены, достоверность в показе культуры и быта эпохи, яркие героические образы исторических деятелей были одними из основных достоинств этих фильмов. Главные роли в фильме «Петр Первый» с большой художественной выразительностью сыграли Н. К. Симонов (Петр Первый), М. И. Жаров (сподвижник Петра Меншиков), Н. К. Черкасов (царевич Алексей). Большой творческой удачей Н. К. Черкасова было создание образа Александра Невского в одноименном фильме. Актер Н. П. Черкасов (Сергеев), создав яркий образ замечательного русского полководца Суворова в одноименном фильме, показал его мудрость и неукротимую энергию, любовь и уважение к простым людям, солдатам, на храбрость и героизм которых он всегда мог положиться.
Среди других жанров кино (см. Виды и жанры кино) в отечественном искусстве достойное место занимает кинокомедия. Талантливые музыкальные кинокомедии создали советские режиссеры Г. В. Александров («Веселые ребята», 1934; «Цирк», 1936; «Волга-Волга», 1938; и др.), И. А. Пырьев («Свинарка и пастух», 1941; и др.). В этих кинокомедиях с большим успехом выступили актеры И. В. Ильинский, блестяще владевший искусством создания гротескных и в то же время реалистически точных характеров; Л. П. Орлова, обладавшая незаурядной музыкальностью и драматическим талантом; Н. А. Крючков, отличавшийся естественной, непринужденной манерой игры, и другие.
Гордостью многонационального советского искусства стали произведения замечательного украинского режиссера А. П. Довженко — «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Щорс» (1939); грузинского режиссера Н. М. Шенгелая — «Двадцать шесть комиссаров» (1933) — о Бакинской коммуне 1918 г., армянского режиссера А. И. Бек-Назарова — «Зангезур» (1938) — о событиях гражданской войны в Армении и др.
Многонациональный отряд советских кинематографистов сплоченно работал в суровые годы Великой Отечественной войны. Художественно-публицистические короткометражные фильмы «Боевые киносборники» создавались мастерами всех национальных кинематографий нашей страны.
В годы войны был создан целый ряд художественных фильмов, отразивших борьбу советского народа с фашистскими захватчиками. «Секретарь райкома» (1942) И. А. Пырьева, «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера, «Радуга» (1944) М. С. Донского посвящены самоотверженной партизанской борьбе в тылу врага; «Два бойца» (1943) Л. Д. Лукова — героической обороне Ленинграда. Образы советских людей, самоотверженно борющихся с врагом, создали в этих фильмах В. В. Ванин, М. И. Жаров, В. П. Марецкая, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес.
Нелегким для советского кино стало первое послевоенное десятилетие. Однако при всех трудностях, связанных с восстановлением народного хозяйства, при всей ошибочности тогдашней политики «малокартинья» был создан целый ряд значительных фильмов.
Тема Великой Отечественной войны претворяется в многонациональном советском кино в произведениях самых разных жанров — от лирической повести до масштабной эпопеи. Уже сразу после окончания войны были созданы киноленты о подвигах советских людей в военную годину: «Подвиг разведчика» (1947) Б. В. Барнета, «Повесть о настоящем человеке» (1948, по одноименной повести Б. Н. Полевого) А. Б. Столпера. Главные роли в этих фильмах — советского разведчика Федотова и мужественного летчика Алексея Мересьева — с успехом сыграл П. П. Кадочников.
Героической борьбе юношей и девушек Краснодона с фашистскими оккупантами посвящен фильм «Молодая гвардия» (1948) С. А. Герасимова.
Лучшие фильмы о войне 50-х гг. раскрывают «судьбу человека» — советского солдата, ценой тяжелых испытаний завоевавшего победу, не сломленного в жестокой борьбе и не утратившего своей человечности. За экранизацию рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» и проникновенное исполнение в ней роли рядового солдата Ивана Соколова (1959) режиссер и актер С. Ф. Бондарчук был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Образ другого солдата — Алеши Скворцова, трогательного в своей молодости, чистоте и бесстрашии, создал артист В. С. Ивашов в фильме «Баллада о солдате» (1959), поставленном Г. Н. Чухраем, который также был отмечен Ленинской премией за эту режиссерскую работу.
В 1965 г. на экранах страны появился фильм «Отец солдата» грузинского режиссера Р. Д. Чхеидзе. Герой картины — пожилой крестьянин Георгий Махарашвили отправляется из своей кахетинской деревни в далекий путь, в прифронтовой госпиталь, где лечится после ранения его сын. Главную роль вдохновенно, ярко, по-народному мудро исполнил актер С. А. Закариадзе. И не случайно за эту свою актерскую работу С. А. Закариадзе получил Ленинскую премию.
С интересом был встречен зрителями фильм «Летят журавли» (1957) режиссера М. К. Калатозова, в котором с большой эмоциональной силой поставлены проблемы мужества и стойкости, верности, моральной чистоты. Главные роли в картине исполнили А. В. Баталов и Т. Е. Самойлова. Событием явилось появление фильма «Иваново детство» (1962) А. А. Тарковского.
Наряду с картинами о рядовых героях войны в советском кино продолжалось создание эпических, масштабных произведений. Это «Повесть пламенных лет», поставленная Ю. И. Солнцевой по сценарию А. П. Довженко (1961); «Живые и мертвые» (1964) А. Б. Столпера по роману К. М. Симонова; киноэпопея «Освобождение» (1970—1972, 5 фильмов) в постановке Ю. Н. Озерова, убедительно показывающая решающую роль СССР в разгроме гитлеровской Германии.
В 50-е гг. на экранах появляется ряд фильмов, посвященных судьбам простых людей — рабочих, инженеров, врачей: «Большая семья» (1954, по роману В. А. Кочетова «Журбины») и «Дорогой мой человек» (1958, по произведению Ю. П. Германа) режиссера И. Е. Хейфица, «Весна на Заречной улице» (1956) Ф. Е. Миронера и М. М. Хуциева, «Высота» (1957) А. Г. Зархи и др. В фильме М. А. Швейцера «Чужая родня» (1956, по повести В. Ф. Тендрякова «Не ко двору») показана борьба старого и нового в современной деревне. В этих картинах снимались известные артисты Н. Н. Рыбников, К. С. Лучко, И. В. Макарова и другие.
В 1958 г. был создан один из самых ярких историко-революционных фильмов — «Коммунист» сценариста Е. И. Габриловича и режиссера Ю. Я. Райзмана. Артист Е. Я. Урбанский сыграл в нем главную роль — русского рабочего Василия Губанова, убежденного и стойкого большевика, отдавшего все свои силы, всю страсть своей натуры и саму жизнь делу строительства первой советской электростанции.
Лучшие историко-революционные картины связаны с произведениями советской литературы: «Оптимистическая трагедия» (1963, по произведению Вс. В. Вишневского) режиссера С. И. Самсонова; «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958, по одноименному роману М. А. Шолохова), поставленный С. А. Герасимовым; «Хождение по мукам» (3 серии, 1957—1959, по роману А. Н. Толстого) режиссера Г. Л. Рошаля; «Павел Корчагин» режиссеров А. А. Алова и В. Н. Наумова (1957, по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»).
Среди наиболее удачных экранизаций произведений А. М. Горького — «Мать» (1956) и «Фома Гордеев» (1959) М. С. Донского; произведений А. П. Чехова — «Попрыгунья» (1955) С. И. Самсонова, «Дама с собачкой» (1960) И. Е. Хейфица. А. С. Михалков-Кончаловский поставил фильмы «Дворянское гнездо» (1969, по И. С. Тургеневу) и «Дядя Ваня» (1971, по А. П. Чехову).
С. Ф. Бондарчук воссоздал в своем монументальном фильме (1966—1967) события романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Он стремился выразить масштабность исторического мышления Толстого, воплотить на экране необычайно живые и глубокие образы героев этого произведения. В главных ролях фильма снимались А. П. Кторов (старый князь Болконский), С. Ф. Бондарчук (Пьер Безухов), В. В. Тихонов (Андрей Болконский).
В 1968 г. А. Г. Зархи осуществил экранизацию другого романа Л. Н. Толстого — «Анна Каренина».
По романам Ф. М. Достоевского поставлены фильмы «Братья Карамазовы» (1969) И. А. Пырьева и «Преступление и наказание» (1970) Л. А. Кулиджанова.
Произведения великого английского драматурга У. Шекспира были воплощены на киноэкране в фильмах «Отелло» (1956) С. И. Юткевича, «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) Г. М. Козинцева.
В киноискусстве 60-х гг. на первый план выступает современная тема. Г. Н. Чухрай поставил фильм «Чистое небо» (1961) — о трудной судьбе летчика, храбро воевавшего, но сбитого в бою и попавшего в плен. О людях колхозной деревни рассказывают картины «Дело было в Пенькове» (1958) С. И. Ростоцкого, «Отчий дом» (1959) и «Когда деревья были большими» (1962) Л. А. Кулиджанова. В фильме «Простая история» (1960) рассказывается о судьбе рядовой колхозницы, выбранной односельчанами председателем колхоза; ее роль проникновенно исполняет Н. В. Мордюкова. Эта картина поставлена Ю. П. Егоровым, известным своими предшествующими работами в кино, посвященными героической истории комсомола, — «Они были первыми» (1956) и «Добровольцы» (1958).
С интересом был встречен фильм «Девять дней одного года» (1962) М. И. Ромма, в котором запоминающиеся образы ученых-физиков создали актеры А. В. Баталов и И. М. Смоктуновский.
Большой творческой удачей явился фильм «Председатель» (1964) А. А. Салтыкова. За исполнение главной роли Егора Трубникова, талантливого организатора колхозного производства, М. А. Ульянов в 1966 г. был удостоен Ленинской премии. Одной из лучших работ И. Г. Лапикова стало создание образа Семена Трубникова в этом фильме.
В киноленте «Доживем до понедельника» (1968) С. И. Ростоцкого будничная жизнь школы показана через острые психологические конфликты, столкновения разных характеров и судеб.
Полюбились советским зрителям талантливые кинокомедии, созданные в 60-е гг.: «Берегись автомобиля» (1966) Э. А. Рязанова, «Девчата» (1962) Ю. С. Чулюкина, «Кавказская пленница» (1967) Л. И. Гайдая, «Не горюй!» (1969) Г. Н. Данелия и др.
На киностудии в Одессе режиссер К. Г. Муратова показала драму буден в картинах «Короткие встречи» (1966, с В. С. Высоцким в главной роли) и «Долгие проводы» (1969). Но зрители увидели эти фильмы лишь в годы перестройки — в конце 80-х гг.
Среди интересных работ 70—80-х гг., созданных русскими кинематографистами, можно назвать картины режиссера Г. А. Панфилова «Начало» (1970), «Прошу слова» (1976), «Тема» (1979), «Васса» (1983, по пьесе М. Горького «Васса Железнова») и др. Образный строй его фильмов сложен и необычен. Внимание режиссера привлекает яркая, незаурядная личность, судьбу которой он прослеживает в широком социальном контексте, на фоне философских и нравственных проблем. В его фильмах раскрылось актерское дарование, исполнительницы главных ролей И. М. Чуриковой.
Высокой режиссерской культурой, утонченным психологизмом в изображении человеческой личности отличаются фильмы Н. С. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, по А. П. Чехову), «Пять вечеров» (1979, по пьесе А. М. Володина), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980, по роману И. А. Гончарова «Обломов»), «Без свидетелей» (1983).
Важные проблемы отношения к родной земле, к опыту истории поставлены в фильмах Э. Г. Климова «Прощание» (1983, по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»), М. М. Хуциева «Послесловие» (1983) и др. В своем фильме «Агония» (1981) Климов показал картину разложения русского самодержавия накануне революционных событий 1917 г.
Замечательным мастером русской национальной кинематографии был Василий Макарович Шукшин (1929—1974), сочетавший в своем творчестве талант сценариста, режиссера и актера. Характер нашего современника был ярко выражен Шукшиным в его фильмах «Живет „такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Запоминаются актерские работы Шукшина в картинах С. А. Герасимова, С. Ф. Бондарчука, М. М. Хуциева.
Тематика фильмов украинских кинематографистов разнообразна. Это картины о советских людях, о различных нравственных проблемах, героико-приключенческие фильмы, кинокомедии, исторические картины. Среди обративших на себя внимание работ — «Иванна» (1960) В. И. Ивченко, «Трое суток после бессмертия» (1963) В. З. Довганя, «Жажда» (1960) и «Приходите завтра» (1963) Е. И. Ташкова, «Белая птица с черной отметиной» (1972) Ю. Г. Ильенко, трилогия «Дума о Ковпаке» (1974—1978) Т. В. Левчука, «Ночь коротка» (1982) М. А. Беликова, «Полеты во сне и наяву» (1983) Р. Г. Балаяна и многие другие.
Значительным событием в истории белорусского кино стал фильм «Константин Заслонов» (1949) режиссеров В. В. Корш-Саблина и А. М. Файнциммера, в котором показ героических событий Великой Отечественной войны сочетался с глубокой разработкой характеров народных героев — белорусских подпольщиков и партизан. Дети и война — главные темы фильмов «Девочка ищет отца» (1959), «Улица младшего сына» (1962) режиссера Л. В. Голуба. О высоких человеческих чертах советских людей, с честью выдержавших грозные испытания в годы войны, повествуют фильмы «Иван Макарович» (1968) И. М. Добролюбова и «Я родом из детства» (1966) В. Т. Турова. В 70-е и 80-е гг. в белорусских фильмах ставятся проблемы выбора главного дела жизни, социальной активности личности, ее ответственности перед обществом: «Улица без конца» (1973) и «Третьего не дано» (1981) И. М. Добролюбова, «Люди на болоте» (1982) и «Дыхание грозы» (1983, оба фильма по произведениям И. П. Мележа) В. Т. Турова, «Знак беды» (1987) М. Н. Пташука, «Отступник» (1988) В. Д. Рубинчика и др.
В молдавском кино героико-революционная тема нашла свое отражение в творчестве режиссеров А. В. Гордона — «Последняя ночь в раю» (1965), «Сергей Лазо» (1968); Э. Лотяну — «Ждите нас на рассвете» (1964). В 1966 г. Э. Лотяну поставил поэтическую картину о молдавских чабанах — «Красные поляны». Творчеству этого талантливого режиссера присущи эмоциональная насыщенность, романтичность, одухотворенность его героев. Кинопоэма «Лаутары» (1973) посвящена народным музыкантам.
Для мастеров грузинского кино характерны трактовка тем, взятых из жизни народа, связь народных традиций с современностью, умение сочетать точность и достоверность жизненного материала с его поэтическим осмыслением. С середины 50-х гг. наряду с фильмами известных режиссеров («Стрекоза», 1954 — С. В. Долидзе; «Отарова вдова», 1958 — М. Э. Чиаурели; и др.) стали появляться картины молодых кинематографистов, ознаменовавшие новый этап в развитии грузинского киноискусства. В 1955 г. выпускники ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии) Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе поставили фильм «Лурджа Магданы», рассказывающий о трудной жизни грузинских крестьян до революции.
Среди лучших фильмов о войне — картина Чхеидзе «Отец солдата» (1965). В его картине «Твой сын, земля» (1981) разворачивается эпическая панорама народной жизни. К значительным кинопроизведениям относится фильм Т. Е. Абуладзе 80-х гг. «Покаяние». Острой сатиричностью отличается лента Э. Н. Шенгелая «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1984).
Построенные на бытовом материале фильмы О. Д. Иоселиани «Листопад» (1968), «Жил певчий дрозд» (1971), «Пастораль» (1976) поднимаются до широких обобщений, подводят зрителей к пониманию важных нравственных проблем. В картинах, которые поставила Л. Л. Гогоберидзе, — «Рубежи» (1970), «Когда зацвел миндаль» (1973), «Несколько интервью по личным вопросам» (1979) — ярко выражена гражданская позиция режиссера, который обращается к актуальным проблемам современности, стремится определить место личности в обществе. Творчеству талантливого художника-самоучки Нико Пиросманишвили посвящен фильм Г. Н. Шенгелая «Пиросмани» (1970). Этот же режиссер поставил в кино первый грузинский мюзикл — «Мелодии Верийского квартала» (1973).
В Армении к числу старейших режиссеров принадлежал А. И. Бек-Назаров (1892—1965), который создал первый в республике художественный фильм «Намус» (1926) о жестоких обычаях прошлого и первый звуковой фильм «Пэпо» (1935) по одноименной пьесе Г. М. Сундукяна.
В послевоенные годы значительными работами в армянском кино стали фильмы режиссеров С. А. Кеворкова и Э. А. Карамяна «Лично известен» (1958) и «Чрезвычайное поручение» (1965) — о легендарном революционере-ленинце Камо (С. А. Тер-Петросяне). В 1974 г. С. А. Кеворков и Г. Г. Мелик-Авакян поставили картину «Последний подвиг Камо», завершающую трилогию.
После выхода в 1966 г. на экран фильма «Здравствуй, это я!» Ф. В. Довлатяна начинается новый этап в армянском кино, которое проявляет интерес к актуальным проблемам действительности, к показу характеров наших современников.
В числе кинокомедий одна из наиболее известных — «Парни музкоманды» Г. С. Маляна и Г. Р. Маркаряна.
В Азербайджане в 50-е гг. сформировался большой отряд режиссеров, сценаристов, операторов, художников, многие из которых получили профессиональное образование во ВГИКе. Главной темой азербайджанского кино стало изображение современной действительности, сложных взаимоотношений людей, утверждение моральных устоев социалистического общества. Этой теме посвящены фильмы «На дальних берегах» (1958) Т. М. Тагизаде, «Телефонистка» (1962) и «Цена счастья» (1976) Т. М. Сеидбейли, «Жизнь испытывает нас» (1972) Ш. Ф. Махмудбекова, «Перед закрытой дверью» (1981) Р. М. Оджагова, «Мерзавец» (1988) В. Мустафаева и др.
Историко-революционная тема освещается в фильмах А. М. Ибрагимова «Двадцать шесть бакинских комиссаров» (1966) и «Звезды не гаснут» (1971).
Большим успехом пользовалась экранизация музыкальной комедии У. Гаджибекова «Аршин мал алан» (1945).
Значительным явлением узбекской кинематографии стали фильмы, созданные в первые послевоенные годы: «Тахир и Зухра» (1945) и «Похождения Насреддина» (1947) режиссера Н. Ганиева, «Алишер Навои» (1948; о жизни узбекского поэта и мыслителя XV в.) режиссера К. Я. Ярматова.
Целый ряд фильмов поставлен на историко-революционные темы: «По путевке Ленина» (1957) режиссера Л. А. Файзиева — о создании первого в Средней Азии университета; «Чрезвычайный комиссар» (1970) и «Седьмая пуля» (1973) А. И. Хамраева и др. О Великой Отечественной войне рассказывают ленты «Ты не сирота» (1963) Ш. С. Аббасова (об узбекской семье, приютившей в годы войны 14 эвакуированных детей), «Яблоки сорок первого года» (1970) Р. И. Батырова и др.
В фильмах на современные темы поднимаются важные морально-этические проблемы: «Белые, белые аисты» (1967) А. И. Хамраева, «Ждем тебя, парень» (1972) Р. И. Батырова и др.
Для туркменского киноискусства характерны показ на экране сложных человеческих взаимоотношений, поиски новых художественных средств. Наиболее плодотворный этап в развитии туркменского кино начался в 60-е гг. и был связан с деятельностью первых в республике выпускников ВГИКа — режиссеров и операторов. Так, режиссер Б. Б. Мансуров поставил фильмы «Состязание» (1964) и «Рабыня» (1970, по новелле А. П. Платонова «Такыр»), в которых общечеловеческие и нравственные проблемы решались на историческом материале. В другой своей картине — «Утоление жажды» (1966, по Ю. В. Трифонову) он ставит те же вопросы, изображая современную действительность. К 25-летию Победы в Великой Отечественной войне Мансуров снял фильм «Смерти нет, ребята!» (1970).
Один из зачинателей туркменского кино — А. Карлиев создал в 1966 г. историко-революционный фильм «Решающий шаг» о становлении Советской власти в Туркменистане, а в 1968 г. — картину «Махтумкули» о жизни выдающегося национального поэта. Его работам присущи гражданский пафос, психологическая достоверность характеров.
Оператором названных выше фильмов Б. Б. Мансурова был Х. Нарлиев, который с 70-х гг. выступает как режиссер-постановщик. Значительным достижением туркменского кино явилась его картина «Невестка» (1972). Это кинопоэма о любви, о верности женщины, которая продолжает ждать не вернувшегося с войны мужа. В других своих работах: «Дерево Джамал» (1981), «Умей сказать „нет“!» (1977) — он продолжает тему о стойкости и благородстве женщины, плодотворной силе ее любви, победе добра над злом. В картине «Каракумы, 45° в тени» Нарлиев рассказывает о трудовых буднях туркменских газовиков на одном из промыслов.
Первый таджикский фильм «Эмигрант» (1934) рассказывал о крестьянине-середняке, психология которого изменяется под влиянием социалистических преобразований в деревне. Этот фильм поставил режиссер К. Я. Ярматов (впоследствии он работал на киностудии в Ташкенте, и сейчас студия «Узбекфильм» носит его имя).
В послевоенные годы современной тематике посвящены картины «Высокая должность» (1958) Б. А. Кимягарова, «Огонек в горах» (1959) Б. Долинова и др.
Выпущен ряд фильмов, освещающих исторические темы или построенных на фольклорных мотивах: «Судьба поэта» (1959, о жизни выдающегося поэта средневековья Рудаки), «Знамя кузнеца» (1961, по поэме А. Фирдоуси «Шахнаме») — обе картины режиссера Б. А. Кимягарова и др.
Среди историко-революционных фильмов — «Измена» (1967) и «Разоблачение» (1970) — о событиях гражданской войны в Таджикистане, «Встреча в ущелье смерти» (1980) — картины поставлены Т. М. Сабировым.
В Казахстане в 1953 г. был выпущен фильм «Джамбул» (режиссер Е. Л. Дзиган). В роли выдающегося акына снялся Ш. К. Айманов, ставший впоследствии ведущим кинорежиссером республики. С его фильма «Поэма о любви» (1954) в Алма-Ате начался регулярный выпуск художественных картин. Высокую оценку зрителей и критики получили фильмы «Земля отцов» (1967) и «Конец атамана» (1971) Щ. К. Айманова, «Песнь о Маншук» (1970) М. С. Бегалина и др.
В 80-е годы усилиями молодых кинематографистов созданы интересные ленты («Игла», «Балкон», «Сестра моя Люся» и др.).
В Киргизии с помощью кинематографистов братских союзных республик в конце 50-х гг. было налажено самостоятельное производство художественных фильмов. Заметным достижением стали фильмы «Зной» (1963, по повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз», режиссер Л. Е. Шепитько) и «Белые горы» (1965, по рассказу М. Элебаева «Буранный день», режиссер М. Убукеев). К числу лучших произведений многонационального советского искусства принадлежит картина «Небо нашего детства» (1967) Т. О. Океева. Среди известных историко-революционных фильмов — «Алые маки Иссык-Куля» (1972) Б. Т. Шамшиева и «Поклонись огню» (1972) Т. Океева. На основе произведений Ч. Айтматова созданы фильмы «Материнское поле» (1968) Г. С. Базарова, «Белый пароход» (1976) Б. Т. Шамшиева, «Первый учитель» (1965) А. С. Михалкова-Кончаловского.
В Латвии во второй половине 50-х гг. Рижская киностудия начала регулярный выпуск художественных фильмов. Важное место среди них занимали экранизации: «Сын рыбака» (1957, по В. Лацису, режиссер В. Круминь) и др.; историко-революционные фильмы, например картины режиссера П. Н. Арманда «За лебединой стаей облаков» (1957) и «Повесть о латышском стрелке» (1959). Прообразом главного героя обеих картин Мартына Венты был латышский революционер, герой гражданской войны Я. Ф. Фабрициус. Гражданская война отражена также в фильмах для детей, поставленных А. О. Лейманисом, — «Армия „Трясогузки“» (1964) и «Армия „Трясогузки“ снова в бою» (1968).
Среди лучших фильмов на современные темы — «День без вечера» — о советских медиках (1962) М. К. Рудзитиса; «За поворотом поворот» (1969) и «Клав, сын Мартина» (1971) О. Дункерса, рассказывающие о жизни села, проблемах молодежи; «Вечерний вариант» (1981) Д. Ритенберг и др.
В центре внимания литовского киноискусства — человек, его место в истории страны, жизни народа, проблемы выбора им жизненного пути и ответственности за свои поступки. Крупными достижениями литовского кино стали фильмы В. П. Жалакявичюса «Хроника одного дня» (1964) и «Никто не хотел умирать» (1965) — рассказ о напряженной классовой борьбе на селе в первые послевоенные годы, отличающийся динамичным развитием сюжета, яркими характерами героев.
Режиссер А. С. Грикявичюс в своих фильмах разрабатывает тему войны: «Да будет жизнь!» (1970), «Факт» (1981) и др. Рассказывая в картине «Факт» о трагедии литовской деревни Пирчюпис, сожженной фашистами, Грикявичюс разоблачает бесчеловечную сущность фашизма.
А. П. Жебрюнас, развивая традиции поэтического изобразительного кинематографа, в своих работах «Девочка и эхо» (1965, по Ю. М. Нагибину), «Красавица» (1970), «Полуночник» (1973) решает проблемы нравственного и эстетического воспитания личности.
В Эстонии с 1954 г. Таллиннская киностудия приступила к регулярному выпуску художественных фильмов. В 1959 г. созданы первый широкоэкранный фильм «Капитан первого ранга» (по А. С. Новикову-Прибою, режиссер А. Мандрыкин) и кинокомедия «Озорные повороты» (режиссеры Ю. Кун и К. Кийск). Для фильмов 60—70-х гг. характерны обращение к важным социальным проблемам («Оглянись в пути» К. Кийска, 1964), углубленный психологический анализ («Ледоход», 1962, режиссер Кийск; «Парни одной деревни», 1962, режиссер Ю. Мююр; и др.).
Философский фильм «Безумие» (1969) К. Кийска обличает преступления фашизма. К известным научно-фантастическим фильмам относится «Отель „У погибшего альпиниста“» (1979) Г. Е. Кроманова.
Достойными представителями национальных кинематографий являются замечательные советские актеры А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, Г. П. Глебов, М. Е. Волонтир, С. А. Тома, С. А. Закариадзе, С. М. Чиаурели, М. М. Мкртчян, А. Т. Алекперов, А. Ходжаев, М. Аймедова, А. Б. Бурханов, С. Кожамкулов, С. Чокморов, В. Ф. Артмане, Г. А. Цилинский, Д. Ю. Банионис, Ю. С. Будрайтис, Р. В. Адомайтис, Ю. Е. Ярвет, Э. Й. Киви и многие другие.
Особое место в отечественном киноискусстве занимают фильмы, посвященные молодежи, волнующим ее проблемам. К наиболее удачным работам принадлежат картины Э. М. Ишмухамедова — «Нежность» (1967), «Влюбленные» (1969); Д. К. Асановой — «Ключ без права передачи» (1977), «Пацаны» (1981); В. П. Рыбарева — «Меня зовут Арлекино» (1988); С. А. Соловьева — «Асса» (1988) и др.
Перестройка вернула зрителям творческое наследие А. А. Тарковского, фильмы «Комиссары» (1966) А. А. Аскольдова, «Иванов катер» (1972) М. Д. Осепьяна, ленты С. И. Параджанова, А. Г. Германа и др.
Многонациональная советская кинематография развивалась в братском сотрудничестве с кинематографиями социалистических стран, поддерживались широкие связи, способствующие укреплению прогрессивных тенденций в мировом киноискусстве,.
В нашей стране ежегодно, 27 августа, отмечается День кино. Накануне этого праздника отечественная кинематография проводит своего рода творческий отчет перед многомиллионной зрительской аудиторией.
О советском документальном кино, научно-популярном кино, научно-фантастическом фильме, мультипликационном кино, детском кино вы прочтете в отдельных статьях.