Документальное кино

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это вид киноискусства, основанный на съемках подлинных жизненных фактов, событий и явлений. Можно сказать, сама история киноискусства началась с документального кино, поскольку первые фильмы братьев Люмьер (1895) представляли собой не что иное, как хроникальный репортаж, запечатлевший прибытие поезда, выход рабочих с фабрики и т. д. В последующие годы наибольшее внимание уделялось развитию игрового кино, хотя наиболее крупные кинофирмы наряду с художественными фильмами выпускали и хроникальные журналы.

Подлинного расцвета документальное кино достигло в нашей стране в годы Советской власти. У его истоков стоял В. И. Ленин, подчеркнувший в одной из бесед с А. В. Луначарским, что «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники...» (Поли. собр. соч. Т. 44. С. 579).

Не случайно именно в нашей стране появился и первый периодический киножурнал «Кинонеделя», созданный под руководством одного из классиков мирового документального кино — Дзиги Вертова.

Уже за годы гражданской войны советская кинохроника прошла большой путь — от элементарной фиксации событий, жизненного материала до образного его толкования. Принципы отражения новой, революционной действительности, сформировавшиеся в хронике, оказали огромное влияние на игровое кино. Именно поэтому, говоря о своем всемирно известном «Броненосце «Потемкине» (1925), С. М. Эйзенштейн отмечал, что он выстроен как хроника, но действует как драма.

Успехи советского документального кино 20— 30-х гг. определили и пути новаторских исканий документалистов других стран — Р. Флаэрти и В. Рутмана, Д. Грирсона и Й. Ивенса.

Советская документалистика уже в те годы отличалась значительными достижениями. Так, исследуя возможности съемки и монтажа, Дзига Вертов и его единомышленники перешли от событийной хроники к кинопублицистике. В выпусках периодического журнала «Кино-Правда», вершиной которого стала «Ленинская Кино-Правда» (1924), Дзига Вертов много и активно экспериментирует с ускоренной и замедленной съемкой, съемкой с движения, съемкой скрытой камерой, монтажным соединением кадров не по хронологическому, а по логическому принципу. Это позволяет ему создать ряд полнометражных фильмов, посвященных стране победившей революции, — «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира», «Одиннадцатый». В фильме «Человек с киноаппаратом» он впервые раскрывает возможности документального кинонаблюдения жизни.

Во второй половине 20-х гг. Эсфирь Шуб, работая со старой хроникой, создает такие ленты, как «Россия Николая II и Лев Толстой», «Падение династии Романовых», «Великий путь», открыв тем самым новый жанр документального кино, получивший название монтажного фильма.

В съемках различных событий совершенствуется мастерство документалистов страны. Заметно расширяется жанрово-тематический диапазон фильмов, углубляется исследовательский, аналитический характер этого важнейшего вида искусства.

Блестящие достижения советского документального кино наиболее ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны 250 кинооператоров находились в действующей армии. Они отсняли миллионы метров кинопленки, нередко ценой собственной жизни. Каждый пятый из фронтовых кинохроникеров погиб на фронтах Великой Отечественной, но труд их не пропал даром. И по сей день советское документальное кино черпает уникальный материал в хронике военных лет. В эти трудные для страны годы выросло замечательное мастерство таких режиссеров и операторов документального кино, как Р. Л. Кармен, Р. Г. Григорьев, А. И. Медведкин, С. Е. Гусев, А. А. Лебедев, Л. В. Варламов, И. П. Копалин, Б. Р. Небылицкий, Е. Ю. Учитель, В. В. Микоша и другие.

Развитию советского и мирового документального кино во многом способствовала работа в кинопублицистике таких известных мастеров игрового кинематографа, как С. А. Герасимов и А. П. Довженко, С. И. Юткевич и Ю. Я. Райзман, А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц.

Большое значение для дальнейшей эволюции документального кино в нашей стране имело активное вовлечение в разработку его важнейших тем писателей и журналистов. Все чаще в титрах картин встречаются имена Б. Л. Горбатова, Н. С. Тихонова, А. А. Суркова, К. М. Симонова, И. Г. Эренбурга, Л. В. Никулина, С. А. Смирнова...

Однако с начала 60-х гг. более 20 киностудий и 10 секторов студий художественных фильмов, выпускающих документальные ленты, чаще работали над парадно-отчетными картинами, связанными с жизнью отдельных регионов и страны в целом. Лишь отдельные режиссеры стремились к образному, аналитическому осмыслению событии, выявлению «болевых» точек нашего общества, его прошлого и настоящего. Но в редких случаях эти работы мог увидеть зритель.

Перелом наступил после апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Еще до того, как мастера художественного кино начали дискутировать о путях перестройки советской кинематографии, документалисты сумели очертить многие из проблем, которые стоят сегодня перед нашим обществом, вернуть документальному фильму его образность, аналитичность, гражданский пафос.

К числу лент, обративших на себя внимание, — «Легко ли быть молодым?» Ю. Подниекса, «Высший суд» Г. Франка, работы молодых документалистов — А. Сокурова, С. Лукьянчикова, И. Гелейна, С. Буковского, Т. Скабард, М. Алиева, В. Тюлькина, В. Семенюка, Б. Садыкова, Х. Джураева, Г. Чубуковой, А. Хачатряна и других.