Ленин и кино

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Кинематограф, изобретенный в конце XIX в., при жизни В. И. Ленина делал свои первые шаги. Владимир Ильич мог познакомиться с новым зрелищем уже весной 1897 г. в сибирском городе Красноярске, где сеансы кинохроники состоялись как раз в те дни, когда он, приговоренный к ссылке за революционную деятельность, ждал отправки в село Шушенское. Во всяком случае в 1907 г., уже после ссылки и отъезда в эмиграцию, В. И. Ленин был не только хорошо знаком с кино, но в одной из бесед с товарищами дал ему глубокую и всестороннюю оценку: «Кино, до тех пор пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес. Но... когда массы овладеют кино и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс» (цит. по: Самое важное из всех искусств: Сб. М., 1963. С. 93).

Ряд важнейших суждений о кино содержится в статьях Ленина, опубликованных до революции на страницах большевистских газет. Есть несколько достоверных свидетельств о том, что Владимир Ильич посещал кинематографы в Англии, Франции, Италии, Польше и других европейских странах, где прошли годы его вынужденной эмиграции.

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда В. И. Ленин стал во главе Советского правительства, его партийная и государственная деятельность нередко была прямо связана с вопросами кино. Так, в Программу Российской Коммунистической партии (большевиков), принятую в 1919 г. VIII съездом, вошел пункт о значении кино, написанный В. И. Лениным. Владимир Ильич принимал активное участие в подготовке и принятии резолюций по вопросам кино на VIII, IX, X и XI съездах партии (1919—1922).

В деле строительства нового, социалистического кинематографа основополагающую роль сыграл подписанный В. И. Лениным декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» (27 августа 1919 г.).

По этому декрету в нашей стране началась национализация кинофабрик, прокатных контор, кинотеатров. Укреплению и развитию государственного кинодела способствовал целый ряд правительственных постановлений, подписанных В. И. Лениным в 1918—1922 гг. В беседе с народным комиссаром просвещения А. В. Луначарским в 1922 г. В. И. Ленин отметил: «...из всех искусств для нас важнейшим является кино» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 579).

В начале 20-х гг. советское кинопроизводство только зарождалось, на экранах нашей страны шли в основном фильмы заграничные или русские дореволюционные, как правило не соответствовавшие политическим и просветительским установкам партии и Советского государства. Поэтому В. И. Ленин и его соратники постоянно заботились о том, чтобы каждый сеанс в кинотеатре включал не только увеселительные фильмы, но и серьезные ленты пропагандистского и просветительского содержания. Этому вопросу В. И. Ленин посвятил специальное письмо — «Директивы по киноделу» (1922). Требование соотносить в пределах киносеанса серьезные и развлекательные фильмы вошло в историю нашего кино под названием «ленинской пропорции».

В. И. Ленин регулярно знакомился с текущим репертуаром советских фильмов. О том, как это происходило, вспоминает секретарь Совнаркома Л. А. Фотиева:

«У Владимира Ильича было обыкновение смотреть фильмы, но редко — раз в две-три недели. Происходило это в Свердловском зале Кремля, причем сеансы эти, сколько я помню, устраивались не для Ленина лично, а для сотрудников Совнаркома и кремлевских курсантов. На целый сеанс у него времени обычно не хватало. Зажгут свет, когда демонстратор перезаряжает ленту, и видишь: нет Владимира Ильича, уже ушел. Тут и я тороплюсь к себе в секретариат, знаю, что сейчас за чем-нибудь вызовет. Тогдашние игровые ленты Ленин смотрел довольно скептически, а хронику и научные картины воспринимал серьезно».

В 1920 г. В. И. Ленин посмотрел научно-популярный фильм «Надо уметь использовать свое богатство» (режиссер Ю. А. Желябужский), посвященный передовым методам добычи торфа. В результате этого просмотра по инициативе В. И. Ленина был принят ряд правительственных постановлений как по кино, так и по проблемам топлива, особенно необходимого стране в те годы.

Регулярные киносеансы устраивались для В. И. Ленина во время его болезни в подмосковной усадьбе Горки в 1922—1924 гг.

Прижизненные документальные съемки В. И. Ленина относятся к 1917—1922 гг. Их авторами были первые советские кинохроникеры П. К. Новицкий, А. А. Левицкий, Э. К. Тиссэ, П. В. Ермолов, А. Г. Лемберг, Г. В. Гибер и другие. Снятые ими кадры показывали зрителям в составе журнала «Кинонеделя» (1918—1919) и в тематических хроникальных выпусках (1918—1922). К настоящему времени сохранилось свыше 800 метров пленки, на которой В. И. Ленин запечатлен при жизни. Эти кинодокументы находятся в кинофотофоносекции Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Среди классических советских фильмов, в которых создан образ вождя революции, — документальная лента режиссера Д. Вертова «Три песни о Ленине» (1934), игровые фильмы «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) (режиссер М. И. Ромм), «Человеке ружьем» (1938) (режиссер С. И. Юткевич). Лучшими исполнителями роли Ленина на советском экране признаны Б. В. Щукин и М. М. Штраух Проникновенные образы вождя создали в киноискусстве Ю. И. Каюров, К. Ю. Лавров, М. А. Ульянов.

Основные теоретические положения В. И. Ленина о киноискусстве отражены и развиты в решениях и материалах съездов партии, и в частности XXVII съезда КПСС.