Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898—1948)
Сергей Михайлович Эйзенштейн — выдающийся советский кинорежиссер, педагог, теоретик кино. Он родился в Риге в семье архитектора. Увлеченный революцией, Эйзенштейн оставил инженерный факультет и ушел на гражданскую войну. В частях Красной Армии он начал ставить и оформлять самодеятельные спектакли, а демобилизовавшись, стал художником молодого московского театра «Пролеткульт». Ему казалось, что старые театральные формы непригодны для выражения нового, революционного содержания; он искал новые приемы, принципы, художественные средства. Эти поиски и привели его в кино.
Эйзенштейн стремился создать совершенно новое, революционное киноискусство. В центре фильма он хотел поставить рабочую революционную массу. Его картина «Стачка» (1925) и была таким, произведением, обобщающим массовый революционный опыт стачечной борьбы. Чтобы усилить воздействие фильма на зрителя, Эйзенштейн строил острые, впечатляющие эпизоды, называя их «аттракционами». С помощью монтажа (см. Монтаж в кино и телевидении) он создавал кинометафоры, подобные литературным. Так, например, соединяя кадры, изображавшие шпиков, с показом крупным планом животных — обезьяны, бульдога, совы, он высмеивал врагов рабочего класса. Не все опыты одинаково удались. И все же газета «Правда» назвала «Стачку» первым подлинно революционным фильмом.
Огромный успех Эйзенштейн завоевал своим фильмом «Броненосец «Потемкин» (1925). Восстание моряков на военном корабле в июне 1905 г. было показано как образ первой русской революции, трагически подавленной, но не побежденной.
Стремясь к максимальной правдивости, Эйзенштейн, его постоянный оператор Э. К. Тиссэ, ассистенты Г. В. Александров, М. М. Штраух и другие совершали съемки в подлинных местах революционных событий. Потрясающее впечатление производит сцена расстрела мирных жителей, приветствующих революционный броненосец, на лестнице у одесского порта. Дав залп по штабу контрреволюции, броненосец «Потемкин» уходит в море. Его преследует царская эскадра. Словно огромное сердце, стучит машина корабля, когда он победоносно проходит сквозь безмолвную, отказавшуюся стрелять по своим эскадру.
Композиция этого немого фильма удивительно стройна и гармонична. Язык образен, метафоричен. Массовые сцена монументальны и динамичны. Эйзенштейн понял и доказал, что художник в фильме может свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Бесконечно тянется на экране мгновение перед командой офицера «пли!» по безоружным матросам. Бесконечно шагают и шагают вниз по одесской лестнице каратели с ружьями наперевес. Со зловещей медлительностью подползает в тумане к броненосцу царская эскадра. Замедленные, растянутые во времени драматические эпизоды производят огромное, ошеломляющее впечатление, когда они сталкиваются с эпизодами, в которых движение убыстрено (сцены расправы с офицерами, паники женщин и детей на лестнице).
«Броненосец «Потемкин», став бессмертным, классическим произведением, возвестил о рождении нового, революционного киноискусства.
К 10-летию Октябрьской революции Эйзенштейн совместно с режиссером Александровым и оператором Тиссэ снял фильм «Октябрь» (1927), в котором сделал попытку создать образ В. И. Ленина, передать важнейшие события революции: речь Ленина с броневика, расстрел июльской демонстрации в Петрограде, борьбу с корниловщиной, штурм Зимнего дворца, II съезд Советов.
В своей картине «Старое и новое» (1929) режиссер противопоставил русской деревне прошлого советскую деревню.
В 1929 г. Эйзенштейн с Александровым и Тиссэ были командированы в Западную Европу и Америку для ознакомления с техникой звукового кино. Во время этой командировки режиссер работал над фильмом о Мексике («Да здравствует Мексика!»), который в окончательном виде был смонтирован лишь в 1979 г. Г. В. Александровым и получил Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве.
В 1938 г. Эйзенштейн поставил картину «Александр Невский». Вторжение немецких рыцарей на Русь в XIII в. воспринималось в этом фильме как предупреждение о фашистской агрессии. Разгром захватчиков на льду Чудского озера говорил о непобедимости русского народа. Симфоническая музыка С. С. Прокофьева органически сливалась с действием. Артисты Н. К. Черкасов, Н. П. Охлопков, А. Л. Абрикосов, Д. Н. Орлов и другие создали впечатляющие образы русских патриотов. В годы Великой Отечественной войны этот фильм воспитывал патриотизм и мужество советских людей. Новаторское решение массовых сцен в этой картине оставило свой след в развитии мирового кино.
Последней работой Эйзенштейна была кинотрагедия в двух частях «Иван Грозный» (1-й фильм вышел на экраны в 1945 г., 2-й — в 1958 г.). Ее тема — объединение Русского государства в XVI в. С огромным драматизмом раскрываются борьба Ивана IV с реакционным боярством, а также противоречия личности грозного царя, достигавшего своих государственных целей ценой преследований и жестоких расправ. Изобразительное решение фильма (часть которого была цветной) поражало выразительностью и гармонией. Фильм снимали операторы Э. К. Тиссэ и А. Н. Москвин, музыку к картине написал С. С. Прокофьев. Это произведение отмечено яркими актерскими работами Н. К. Черкасова, М. И. Жарова, А. М. Бучмы, С. Г. Бирман, П. П. Кадочникова и других.
Исследованиям в области киноискусства посвящены труды Эйзенштейна «Неравнодушная природа», «Монтаж», «Цветовое кино», «Стереоскопическое кино», работы по истории киноискусства, публицистические статьи.
С. М. Эйзенштейн вел активную общественную деятельность. Он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, передавал свой богатый творческий опыт новым поколениям кинематографистов.
Все фильмы Эйзенштейна, а также его рисунки, теоретические и публицистические статьи являются неоценимым вкладом в мировую художественную культуру.
За свою творческую деятельность С. М. Эйзенштейн был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР.