Русская драматургия

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Русская драматургия прошла сложный и долгий путь развития. Первые пьесы появляются в конце XVII — начале XVIII в., они опираются на старинные обряды и игрища, устную народную драму. К наиболее известным и популярным произведениям народной драмы относятся «Царь Максимилиан», «Лодка», в которой нашли отражение походы Степана Разина, Ермака; народная драма-фарс «Про воеводу-боярина»; кукольная комедия о Петрушке. В это время в Украине и в Белоруссии возникает так называемая школьная драма. Заимствуя сюжеты из церковных обрядов, она утверждала прогрессивные в тот период идеи централизованной монархии.

Сцена из спектакля «Волки и овцы» А. Н. Островского в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского.
Сцена из спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя в Московском театре Сатиры. 1985 г.

Новый этап в развитии русской драматургии приходится на 30—40-е гг. XVIII в., эпоху господства классицизма. Крупнейшими представителями этого направления были А. П. Сумароков (1717—1777) и М. В. Ломоносов (1711—1765). Драматургия классицизма проповедовала высокие гражданские идеалы. Любовь к Родине, служение долгу герои классицистской трагедии ставили выше всего. В трагедиях Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и других звучала тема обличения тирании и деспотизма. Русская драматургия классицизма во многом опирается, и в теории и на практике, на опыт западноевропейской культуры. Не случайно Сумарокова, чьи пьесы стали основой репертуара русского театра середины XVIII в., называли «северным Расином». Кроме того, обличая пороки «низших сословий», чиновников-взяточников, дворян-помещиков, нарушавших свой гражданский долг, Сумароков сделал первые шаги к созданию сатирической комедии.

Самым значительным явлением в драматургии второй половины XVIII в. стали комедии Д. И. Фонвизина (1745—1792) «Бригадир» и «Недоросль». Просветительский реализм — основа художественного метода Фонвизина. В своих произведениях он обличает не отдельные пороки общества, а весь государственный строй, основанный на крепостном праве. Произвол самодержавной власти породил беззаконие, алчность и продажность чиновничества, деспотизм, невежество дворянства, бедствия народа, который подавлен «бременем жестокого рабства». Сатира Фонвизина была зла и беспощадна. М. Горький отметил его огромное значение как основоположника «обличительно реалистической линии» русской литературы. По силе сатирического негодования рядом с комедиями Фонвизина можно поставить «Ябеду» (1798) В. В. Капниста, изобличающую бюрократический произвол и продажность чиновников, и шуто-трагедию И. А. Крылова «Подщипа» («Трумф», 1800), высмеивающую двор Павла I. Традиции Фонвизина и Капниста нашли свое дальнейшее развитие в драматургии А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского.

Первая четверть XIX в. — сложный и насыщенный борьбой различных художественных течений период в истории русского театра. Это время преодоления канонов классицизма, появления новых направлений — сентиментализма, преромантизма и реализма. Начинается процесс демократизации всего русского театра. В период наполеоновских войн и зарождения декабризма особое значение приобретает героико-патриотическая тема. Любовь к Отечеству, борьба за независимость — ведущие темы драматических произведений В. А. Озерова (1769—1816).

В первые десятилетия XIX в. большую популярность завоевывает жанр водевиля, небольшой светской комедии. Зачинателями его были А. А. Шаховской, Н. И. Хмельницкий, М. Н. Загоскин, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов. В их пьесах, написанных легким, живым литературным языком, с остроумными куплетами, встречались живо подмеченные черты современных нравов и характеров. Эти черты, в известной мере приближающие водевиль к бытовой комедии, станут определяющими в творчестве таких драматургов-водевилистов, как Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони и другие.

Ведущая роль в истории русской драматургии принадлежит А. С. Пушкину и А. С. Грибоедову. Они создали первые реалистические драмы. Драматургия Пушкина,, его теоретические высказывания обосновывают принципы народности и реализма в русской драматургии. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова прослеживается ее тесная связь с освободительным движением в России. В ней реалистически изображается борьба двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

К 30-м гг. относится появление ранних пьес М. Ю. Лермонтова — «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». Лермонтов — самый крупный представитель революционно-романтической драмы в русской литературе. Его «Маскарад» — вершина романтической трагедии первой половины XIX в. Тема судьбы высокого, гордого, не примиряющегося с ханжеством и лицемерием ума, начатая Грибоедовым, находит трагическое завершение в драме Лермонтова. Пьесы Пушкина и Лермонтова были запрещены для постановки царской цензурой. На русской сцене 30—40-х гг. шли драмы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, прославлявшие мудрость и величие монархической власти. Насыщенные ложным пафосом, мелодраматическими эффектами, они недолго оставались в репертуаре театров.

Драматургия Н. В. Гоголя, развивающая традиции Фонвизина, Пушкина, Грибоедова, стала новым этапом в развитии русской реалистической драмы. Драматические произведения Гоголя обличали неразумность, нелепость и несправедливость жизни в мире, где людьми правят деньги, нажива, чины и своекорыстие. «Ревизор», «Женитьба», «Игроки» — произведения огромной обличительной силы. Творчество Гоголя-драматурга утверждало и развивало реалистические принципы «общественной комедии».

Пушкин и Гоголь оказали большое влияние на формирование литературно-театральных взглядов И. С. Тургенева (1818—1883). В юности он пишет романтическую драму «Стено», затем создает пародийно-сатирическую драму «Неосторожность», построенную на ироническом обыгрывании штампов, сюжетных мотивов, образов и эффектов «испанской» романтической драмы. Под несомненным влиянием Гоголя, В. Г. Белинского, традиций «натуральной школы» написаны пьесы «Безденежье» (1846), «Завтрак у предводителя» (1849), «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), пронизанные гуманизмом, любовью и сочувствием к «маленькому человеку», утверждавшие его право на счастье. Своеобразие художественной манеры проявляется в комедиях «Где тонко, там и рвется» (1851) и «Месяц в деревне» (1855). Их отличают глубина психологического анализа, мастерское построение сюжета и ведения интриги. Стремление Тургенева изобразить повседневную жизнь во всей ее сложности, ослабленность внешнего действия во многом предвосхищают творчество Чехова-драматурга.

Развитие русской драматургии второй половины XIX в. связано прежде всего с творчеством таких крупных писателей, как А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой. Россия вступает в новый этап общественного развития. Это время бурного становления капитализма, усиления революционно-демократического движения, во главе которого стоят Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Общенациональный подъем сказался и в сценическом искусстве. Творчество Островского, начавшееся в конце 40-х гг., охватывает два важнейших этапа в истории России: предреформенный — до 1861 г. и послереформенный — вплоть до 80-х гг. XIX в. Оно поразительно по своему многообразию. Драматург создает образцы социально-бытовой комедии, продолжающей традиции «натуральной школы» («Свои люди — сочтемся»), народной драмы («Гроза»), острой сатирической комедии («Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты»); исторические драмы и хроники, комедии и драматические сцены, отражающие серьезные экономические и социальные перемены в русском обществе 70— 80-х гг. («Лес», «Волки и овцы»), глубокую психологическую драму («Бесприданница»). Пьесы Островского стали основой реалистического репертуара русского театра.

Бурный расцвет в 50—70-е гг. переживает сатирическая драма. В 1857 г. появляется комедия М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина». Чиновничья, купеческая Россия изображена здесь как «царство смерти», где нет места ничему человеческому, где господствуют злоба, алчность, зависть и лицемерие, где идет борьба каждого против всех. Пьеса «Тени», написанная в 60-х гг. (точная дата написания неизвестна), разоблачает верхи столичной бюрократии, дискредитируя всю систему государственной машины самодержавия. Особое место в развитии этого жанра занимает трилогия А. В. Сухово-Кобылина (1817— 1903) — социально-бытовая комедия «Свадьба Кречинского» (1855), драма «Дело» (1861) и трагический фарс «Смерть Тарелкина» (1869). В ней дана мрачная, страшная картина разложения дворянства, жестокого разгула грабежа и насилия целой армии чиновников и полицейских. Тема торжества алчности, жестокости и беззакония, гибели человека и человечности объединяет эти три пьесы в единое художественное целое.

В исторической драме видное место принадлежит А. К. Толстому (1817—1875). Основная идея его трилогии — «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) — осуждение деспотизма и произвола монархической власти как зла, враждебного нормам человеческой морали, несущего неисчислимые бедствия народу и государству.

Новый шаг в развитии социально-психологической драмы — пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы» (1887), «Плоды просвещения» (1891), «Живой труп» (1900). С огромной обличительной силой изображает Толстой трагедию патриархального крестьянства, гибнущего под натиском новых, капиталистических отношений. Беспощадно осмеивает он в комедии «Плоды просвещения» паразитизм, никчемность, беспомощную псевдоученость «просвещенного» дворянского сословия. Обвинительным актом лжи и лицемерия, несостоятельности всей системы законодательства России стала драма «Живой труп».

Мучительные идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, духовная «смиренность» перед пошлостью жизни других стали основной темой творчества А. П. Чехова. Такие пьесы, как «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), ознаменовали новый этап в развитии русского сценического реализма. Умение увидеть трагическое в повседневности, привычном течении жизни, обычных, ничем не примечательных стремлениях и поступках людей рождает новое понимание сценичности, новаторский характер театральной эстетики и современной драмы в целом. Героев Чехова поднимает над серыми буднями человеческого существования мечта о новой, светлой жизни, но им не дано вырваться из-под власти замкнутого круга повседневных забот и обстоятельств.

Пролетарский этап освободительного движения в России нашел отражение прежде всего в творчестве Л. М. Горького. В «Мещанах» (1902), «На дне» (1902) писатель утверждает неизбежность крушения старого мира, показывает страшную сущность «дна» человеческого общества, порожденного капиталистическим строем. Поискам своего места и цели в жизни русской интеллигенции посвящены пьесы «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1906), «Враги» (1906) с их предельно острым социальным конфликтом, проникнутые ненавистью к классу угнетателей и эксплуататоров.

Тревожным предчувствием гибели старого и рождения нового, незнакомого мира пронизаны лирические драмы А. А. Блока (1880—1921), написанное поэтом в 1906 г., — «Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади» (см. Символизм).

Сложным, противоречивым был путь Л. Н. Андреева (1871—1919). В его пьесах «К звездам» (1906), «Савва» (1906), «Царь-Голод» (1908) звучит тема неприятия мира капитала, но вместе с тем драматург не верит в созидательную силу восставшего народа, его бунт анархичен. Тема бессилия и обреченности человека звучит в драме «Жизнь человека» (1907). Богоборческими мотивами, протестом против несправедливого и жестокого мира проникнута философская драма «Анатэма» (1909).

В это сложное время кризиса сознания определенной части русской интеллигенции появляются пьесы Горького «Последние» (1908), «Васса Железнова» (первый вариант, 1910). Они противостоят пессимистическим, упадническим настроениям, говорят об обреченности и вырождении буржуазии.

Русская драматургия на протяжении всего пути своего развития была выражением роста самосознания, духовной мощи народа. Она стала значительнейшим явлением в мировой театральной культуре и по праву заняла почетное место в мировом театре.