Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
А. С. Пушкин.jpg

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, основоположник новой русской литературы, русского литературного языка, гениальный драматург. Известно 25 драматургических замыслов А. С. Пушкина. Пять из них ему удалось осуществить полностью. Это — «Борис Годунов» (1825) и цикл «Маленьких трагедий» (1830), в который входят «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Из незаконченных — наиболее значительные «Русалка» (1829-1830) и «Сцены из рыцарских времен» (1835).

Пушкин стремился преобразовать русский театр, именно он положил начало русской реалистической драматургии. Его статьи, письма и заметки о народной драме, классической и романтической трагедии, высказывания об У. Шекспире, Ж. Б. Мольере, Ж. Расине дают пример блестящего литературно-критического анализа, поражают глубиной обобщений. «Дух времени, — писал Пушкин, — требует важных перемен и на сцене драматической». И Пушкин выступает за драматургию реалистическую, решительно отказываясь от форм театра эпохи классицизма с его традиционными условностями. В статьях «Мои замечания о русском театре» и «Заметки о народной драме и драме Погодина „Марфа Посадница“» он намечает дальнейшие пути развития театральной мысли в России. Назначение драмы, по мнению Пушкина, «заведовать страстями и душою человеческой». Утверждая, что «драматическое искусство родилось на площади», Пушкин как драматург и как теоретик театра стремится сделать сценическое искусство подлинно народным, выступает против отживших традиций, против придворно-аристократической ориентации современного ему театра, утверждает принципы демократического национального искусства.

Центральная тема трагедии «Борис Годунов» (1825) — «народ и царь». Именно народу, чей многогранный и обобщенный образ воссоздает Пушкин в своем произведении, отводит он решающую роль. «Судьба человеческая — судьба народная» — вот главная мысль, положенная великим поэтом в основу трагедии. В конечном итоге и судьба царя Бориса, и судьба Самозванца зависят от того, за кем пойдет народ.

«Маленькие трагедии» — новый этап в драматургии Пушкина. Они были написаны в 1830 г., в знаменитую Болдинскую осень. Четыре пьесы, входящие в состав цикла, невелики по объему, но поразительны по масштабу мысли и глубине психологического анализа. «Маленькие трагедии» — монументальная тетралогия, рисующая человека в жестоком и страшном мире. Пушкин с особой остротой ощущает трагическое противоречие между стремлениями человека и реальной жизнью. Поэт пишет о проблеме человеческой свободы и путях её достижения, о проблеме гения и сверхчеловека. В «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери» Пушкин изображает силу «злых» страстей, довлеющих над человеком, — скупости, зависти, страха, стремления любой ценой возвыситься над всеми. В «Каменном госте» он создает образ Дон Гуана. Личность сильная, независимая, Дон Гуан гибнет, утверждая всепобеждающую силу любви. «Пир во время чумы» — логическое завершение развития сложной философской проблематики «Маленьких трагедий» — провозглашает гимн бесстрашию и силе человеческого духа.

Пушкину не довелось увидеть свои драматические произведения на сцене. «Борис Годунов» был запрещен для постановки Николаем I. «Маленькие трагедии», кроме «Моцарта и Сальери», поставленного в 1832 г. в петербургском Александринском театре, при жизни Пушкина не увидели света рампы.

Новое звучание драматургия поэта обрела на сцене советских театров, в телеспектаклях и кинофильмах. Драматические произведения Пушкина, его эстетические взгляды имели основополагающее значение для развития русского" реалистического театра, предопределили характер русской драматургии XIX в., оказали плодотворное влияние на творчество Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого. Борьбу поэта за реализм и народность продолжили передовые деятели русского театра XIX–XX вв. Театрально-эстетические взгляды Пушкина стали основой сценического искусства М. С. Щепкина, К. С. Станиславского.