Вокальная музыка
Музыка, созданная для голоса или многих голосов, — это самый ранний вид музыкального искусства. Еще на заре существования человеческого общества люди пользовались голосом для звуковых сигналов, общения друг с другом. Так, из одного корня возникли человеческая речь и музыка. Самые простые и древние формы вокальной музыки сохранили ясно ощутимую связь со звуковыми сигналами: пастушескими зовами, охотничьими или военными кличами, ритмическими восклицаниями, объединявшими усилия людей в совместном труде (см. Первобытная музыка).
По мере развития человеческого общества развивались и усложнялись и формы вокальной музыки. Но еще долгое время она оставалась неразрывно связанной с трудом и бытом, была неотделима от пляски и игры. И даже став самостоятельным искусством, музыка продолжала существовать в неразрывном союзе с речью, со словом, была по преимуществу вокальной. Музыкальные инструменты вплоть до начала XVII в. выполняли скромную роль сопровождения голосов или замены недостающих голосов.
Вокальная музыка включает большое количество различных жанров: песню, романс, произведения для вокальных ансамблей, хоровую музыку и оперу. И везде присутствуют два элемента: музыка и слово. Вокальные произведения без слов, как, например, «Вокализ» С. В. Рахманинова или концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, — редкое исключение.
Между словом и музыкой — много общего. В самой человеческой речи есть музыкальный элемент — интонация. Она не только придает речи выразительность, эмоциональность, но и несет в себе определенный смысл: одни и те же слова, произнесенные с различной интонацией, имеют и различное значение. Вот, например, диалог, состоящий из повторения одного слова, но с разной — вопросительной и утвердительной интонацией: «Приехали? — Приехали».
В музыке, особенно вокальной, интонация — основа выразительности. Иногда мелодия музыкальной фразы прямо рождается из интонаций речи. Композитор как бы «пишет с натуры», подслушивая характерные речевые интонации и перенося их в ноты. Вопросительные, восклицательные и утвердительные интонации становятся интонациями музыкальными. Их речевая природа продолжает ощущаться, что наиболее заметно в оперных речитативах, особенно у А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева.
Но так бывает не всегда. Когда речь становится пением, в ней появляются новые качества, свойственные именно музыкальному искусству. Если в речи подъемы и понижения голоса подчинены смыслу фразы, то музыка стремится внести в них повторность, ритмическую размеренность. Вот почему вокальные произведения чаще пишутся на стихотворный текст: повторность созвучий — рифм, ритмическая размеренность присущи уже самой стихотворной речи. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из некогда единого искусства — песни.
Декламационность и песенность постоянно взаимодействуют в вокальной музыке, одно может гибко переходить в другое. Так, например, мелодия, начавшись выразительными, «говорящими» декламационными фразами, может постепенно обретать песенную широту и плавность. Еще большие возможности открываются в сочетании голоса с музыкальными инструментами, в ансамбле с другими голосами, в хоре. Но во всех формах и жанрах вокальной музыки неизменно сохраняется её природная связь с живым дыханием, с интонациями речи, что и делает вокальную музыку таким естественным и чутким отражением чувств и переживаний человека.