Хоровая музыка
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!...
Читая эти строки Н. А. Некрасова, невольно вспоминаешь знаменитую картину И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Тяжела, изнурительна работа бурлаков. И в этом каторжном труде у них один помощник — песня. Она объединяет усилия, организует ритмичность движения, заставляет забывать боль и усталость, укрепляет чувство товарищества. Хоровая песня — великая сила! Как только люди стали совместно трудиться, появилась потребность в коллективном пении. И пускай первые мелодии были простыми, одноголосными, но их можно считать фундаментом, на котором выросло хоровое искусство.
Хоровая музыка предназначена для исполнения хором — специально организованным певческим коллективом. Учитывая огромное влияние хоровой музыки на людей, церковь отводит ей значительную роль в религиозных обрядах. Уже в IX—X вв. в монастырях появляются певческие школы, что приводит к широкому развитию хорового искусства, хоровая музыка становится двух- и трехголосной. Бурного расцвета хоровая музыка без инструментального сопровождения — а капелла достигает в период Высокого Возрождения. Композиторы пишут не только духовную музыку — мотеты, мессы, псалмы, но и светскую — мадригалы, канцоны, полифонические песни, темы которых близки народной жизни. Число голосов увеличивается до 5—6.
В последующие столетия хоровая музыка звучит в ораториях, кантатах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, в операх К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Л. Бетховен вводит хор в финал 9-й симфонии. У композиторов-романтиков дальнейшее развитие получают произведения для хора а капелла, хоровая песня. В их сочинениях усиливаются черты программности, связь с театром, живописью, литературой. В творчестве современных западно-европейских композиторов хоровая музыка охватывает все жанры: от песни и простой миниатюры до симфонии и балета.
Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые традиции, связанные прежде всего с народным творчеством (см. Фольклор). Постепенно образовавшееся многоголосие в народной хоровой песне из соединения в одновременном звучании нескольких вариантов подголосков оказало огромное влияние на профессиональное творчество, которое интенсивно развивалось в России с XV в. Духовная музыка исполнялась без сопровождения (см. Древнерусская музыка). Прекрасные образцы духовного концерта оставили нам композиторы XVIII в. — М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. С появлением в России оперы развивается и оперная хоровая музыка. «Ивана Сусанина» М. И. Глинки, «Князя Игоря» А. П. Бородина, «Бориса Годунова» и «Хованщину» М. П. Мусоргского по праву можно назвать хоровыми операми. Со 2-й половины XIX в. для хора без сопровождения пишут П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев и другие композиторы.
Богата и разнообразна советская хоровая музыка: «Десять поэм» для хора без сопровождения на слова русских революционных поэтов Д. Д. Шостаковича, вокальный цикл «Пушкинский венок» Г. В. Свиридова, 6 хоров (строфы «Евгения Онегина» А. С. Пушкина) Р. К. Щедрина, вокальные циклы с использованием фольклорного материала В. Р. Тормиса. Прекрасные хоры звучат в операх «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Война и мир» С. С. Прокофьева, «В бурю» Т. Н. Хренникова, «Мертвые души» Щедрина, в произведениях Э. К. Бальсиса, М. О. Зариня, О. В. Тактакишвили, Б. Н. Лятошинского. Много и плодотворно работают советские композиторы в области хоровой музыки для детей (см. Детская музыка).
Расскажем подробнее о некоторых жанрах хоровой музыки. Ораторию (от латинского «оро» — «говорю», «молю») нередко называют оперой в концертном исполнении. Действительно, между ними много общего; составные части драматургии — арии, речитативы, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды; состав исполнителей — певцы-солисты, хор, оркестр. Но в оратории только повествуется о происходящих событиях, а в опере содержание раскрывается в живом контакте действующих лиц. Вот почему в оратории обычно преобладает эпическое или героическое начало и события развиваются медленно.
Возник жанр оратории в Италии на рубеже XVI—XVII вв. из драматизированных духовных гимнов — лауд, которые постепенно переросли в спектакли. Первое такое представление оратории состоялось в Риме в 1600 г., когда было исполнено произведение Э. дель Кавальери на латинском языке. Параллельно развивались и так называемые «простонародные» оратории, исполнявшиеся на итальянском языке с вольным текстом. Классический тип светской монументальной оратории, где народ (хор) — главное действующее лицо, создал Гендель. Наиболее известна его оратория «Самсон». Гайдн ввел в ораторию жанро-во-описательные сюжеты («Времена года», «Сотворение мира»), тем самым значительно расширив ее тематику. Ф. Лист, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон обогатили язык ораторий приемами, заимствованными из оперы, симфонической музыки, романса. В XX в. в жанре оратории писали А. Онеггер («Жанна д'Арк на костре»), 3. Кодай («Венгерский псалом») и другие.
Первая русская оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» была исполнена в 1811 г. Ее автор — С. А. Дегтярев.
В ораториях советских композиторов отображены грандиозные свершения нашего народа, его героическая судьба, затронуты многие животрепещущие вопросы современной жизни. О памятных событиях 1905 и 1917 гг. рассказывается в оратории «Путь Октября» (авторы А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль и другие). В «Патетической оратории» Свиридова на стихи В. В. Маяковского переданы ощущение космического размаха Октябрьской революции, молодой энтузиазм строителей будущего. Созидательному труду советских людей по преобразованию природы, их благородной деятельности в борьбе за мир посвящены оратории Шостаковича «Песнь о лесах» и Прокофьева «На страже мира». Размышления детей о жизни переданы в произведении Т. И. Корганова «Я живу на свете».
Кантата (от итальянского слова «кан-таре» — «петь») возникла одновременно с оперой и ораторией на рубеже XVI—XVII вв. в Италии. Она предназначалась для голоса с инструментальным сопровождением и состояла из арий и речитативов. Первые кантаты были, как правило, лирическими. Со временем их содержание усложнилось, наполнилось философским смыслом. Даже праздничные кантаты приобретали торжественность и эпичность. В исполнении таких сочинений принимали участие не только певцы-солисты, оркестр, но и хор. Кантата приблизилась к жанру оратории, хотя и уступала ей по размерам.
В 1-й половине XVIII в. Бах создает классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Одни из них бытового или мифологического содержания: «Кофейная кантата», «Крестьянская кантата», «Состязание между Фебом и Паном». В духовных сочинениях композитор ставит общечеловеческие проблемы: борьбы человека, его страданий, надежд и мечтаний. Бах свободно использует здесь все музыкальные средства оперного, хорального искусства, народной песни.
Современные кантаты бывают хоровыми без сопровождения и в сопровождении оркестра и даже фортепьяно. Наиболее интересные произведения создали Ф. Пуленк («Лик человеческий»), К. Орф («Кармина Бурана»), Д. Мийо («Огненный замок»), Б. Барток («Светская кантата»).
В России кантатный жанр получил широкое распространение в XIX в. у Чайковского («Москва»), Римского-Корсакова («Свитезянка»), Танеева («Иоанн Дамаскин»), С. В. Рахманинова («Весна»). Русские композиторы значительно расширили тематические рамки кантаты и обогатили ее драматургию. Особенно многообразно используется жанр кантаты в творчестве советских композиторов. Они во многом сблизили кантату с ораторией, наполнили ее глубоким идейным содержанием, обогатили образные характеристики. О героическом прошлом России рассказывают кантаты «Александр Невский» Прокофьева, «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина. Творческой, созидательной жизни советского народа посвящены произведения Шостаковича («Над Родиной нашей солнце сияет»), Свиридова («Курские песни»), А. Г. Арутюняна «(Кантата о Родине»). Детская кантата отображает жизнь подрастающего поколения нашей страны во всем ее многообразии. Среди лучших — «Песня утра, весны и мира» Д. Б. Кабалевского, «Отрядные песни» А. Н. Пахмутовой, «Берем с коммунистов пример» Ю. М. Чичкова, «Олимпийские кольца» О. Н. Хромушина, «Наш сад» А. А. Пярта.
Реквием — произведение для оркестра, хора и солистов. Характер его музыки — скорбный, трагический. Величайшим произведением в этом жанре остается «Реквием» Моцарта. В XIX в. реквием приобретает гражданское звучание. Памяти жертв июльской революции 1830 г. посвятил свое сочинение Берлиоз; итальянскому поэту А. Мандзони — Дж. Верди; И. Брамс использовал для «Немецкого реквиема» специально подобранные им немецкие тексты. Многие современные музыканты также включают в свои сочинения не традиционные латинские тексты. Так, в «Военный реквием» Б. Бриттен включил антивоенные стихотворения английского поэта У. Одена.
В творчестве советских композиторов реквием становится выразителем патриотических, антивоенных, гражданских идей. Он тесно связан с революционной тематикой, с современностью. Это 3-я симфония — «Реквием памяти В. И. Ленина» на стихи Н. И. Асеева, «Реквием», посвященный «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом» Кабалевского на стихи Р. И. Рождественского; Реквием-концерт для двойного хора с органом и колоколом П. Е. Дамбиса на стихи И. Ласманиса памяти героев, павших в Великой Отечественной войне.