Хор

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Многие из вас смотрели по телевизору или присутствовали непосредственно на красочных спектаклях — праздниках песни. Оратории, кантаты, песни звучат на них в исполнении большого коллектива участников — хора.

Все хоровые коллективы можно разделить на профессиональные, любительские, учебные и бытовые. Бытовые хоры, как правило, организовывались по принципу совместной трудовой деятельности или места жительства. Так, например, в деревнях старой России во время полевых работ или отдыха возникал хор. Среди работающих находился талантливый запевала, который начинал песню и вел ее до конца. Все остальные, внимательно слушая ведущий голос, подстраивались к нему, украшая его своим мелодическим узором, и лилась песня, исполненная великой любви к жизни. Такой самодеятельный, как принято теперь называть, хор существовал практически в каждой деревне, в каждом селе. Были они и в городах, в заводских слободах, где по вечерам собирались рабочие и работницы и заводили песни, которыми скрашивали свою нелегкую жизнь.

В 1910 г. певец и собиратель русских народных песен, композитор М. Е. Пятницкий организовал народный хор, который стал первым народным профессиональным музыкальным коллективом. После Великой Октябрьской социалистической революции профессиональные коллективы возникли во многих республиках нашей страны. Это Государственный Омский русский народный хор, Государственный заслуженный академический Украинский народный хор имени Г. Г. Веревки, Государственный академический Северный русский народный хор, Государственный Рязанский народный хор, Государственный Уральский русский народный хор и многие другие коллективы. Здесь бережно сохраняются и одновременно развиваются народные традиции, характерные для той или иной республики, края, области. Своеобразные черты проявляются в мелодическом и ритмическом узоре, в многоголосии, в драматургии, хореографии, в составе исполнителей. Северные песни, например, отличаются узорчатым рисунком мелодии, использованием в многоголосии полифонического начала, воронежские — ладовым колоритом, целотонным движением, а также преобладанием женских голосов над мужскими, в то время как на Дону мужские голоса несут основную нагрузку. На Украине народная песня часто сопровождается инструментальным ансамблем, а в Грузии песня звучит чаще в исполнении мужского хора без инструментального сопровождения.

Участники академических профессиональных коллективов специально обучаются пению, их голоса звучат ровно на всех участках диапазона; диапазон может достигать двух октав. Они владеют певческим дыханием, дикцией, динамикой и другими вокальными навыками.

Первый русский профессиональный хор был основан в XV в. — хор государевых певчих дьяков. В начале XVIII в. на его основе в Петербурге была создана Придворная певческая капелла. Этот коллектив, а также Синодальный хор в Москве сыграли значительную роль в развитии хорового искусства России. В XIX в. появляются и светские капеллы — хоры Ю. Н. Голицына, А. А. Архангельского, Д. А. Агренева-Славянского.

В нашей стране профессиональные хоровые коллективы созданы во всех союзных республиках и в некоторых крупных городах. Это и большие академические капеллы (60—80 исполнителей) : Государственный академический русский хор СССР, Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Государственный Московский хор, Ленинградская академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки, Государственная академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, Мужской хор Эстонской ССР и небольшие камерные хоры (24—36 исполнителей); Государственный камерный хор, Московский камерный хор, Новосибирский камерный хор и другие, а также хоровые коллективы оперных театров.

К профессиональным хорам относятся также ансамбли песни и пляски. Среди них — Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, народные — Государственный Кубанский казачий хор, Ансамбль песни и пляски донских казаков.

Любительские хоры — это коллективы, состоящие из певцов, для которых пение в хоре не является профессией. Они возникли во многих странах в связи с организацией специальных хоровых обществ. Многие любительские хоры достигают высокого уровня исполнительства, и нередко композиторы доверяют им исполнять свои сочинения впервые.

В СССР любительское хоровое искусство получило необычайный размах. Хоровые коллективы есть в университетах, институтах, а также средних специальных учебных заведениях. Школьные хоры существуют при Дворцах и Домах пионеров, при общеобразовательных и музыкальных школах, при Дворцах и Домах культуры. Среди детских хоров заслуженной известностью пользуется Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Ансамбль песни и пляски имени В. Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, Хор мальчиков Свердловской детской филармонии, Детский хор Таллинского Дворца пионеров и др.

Все хоровые коллективы, и профессиональные и любительские, делятся на однородные, в которых поют только мужчины, только женщины или дети, и смешанные — в них поют мужчины и женщины или мальчики и мужчины. Обычный смешанный хор состоит из четырех партий: женские голоса — сопрано и альты (если в хоре поют мальчики, то сопрановая партия называется дискантами), мужские голоса — тенора и басы. Каждая партия в свою очередь может делиться на несколько самостоятельных групп в зависимости от партитуры исполняемого сочинения. Количество партий в хоре определяет его вид — двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмиголосный и т. д.

Минимальный состав хора — 12 человек (по 3 человека в партии), максимальный — 100—120 человек. Иногда несколько коллективов объединяются в сводный хор. В таком хоре поют 200, 400, 600, 800 человек. Сводные хоры выступают на больших праздничных концертах, на праздниках песни.

В нашей стране есть специальные хоровые училища. Особое место среди них занимают Ленинградское хоровое училище имени М. И. Глинки и Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова. История их возникновения и развития корнями уходит в глубь отечественной музыкальной культуры.

Давно известно, что голоса мальчиков, прошедшие специальную подготовку, отличаются замечательной подвижностью, красотой, серебристостью звучания. Именно на эти качества детских голосов обратило внимание духовенство и включило мальчиков в церковные хоры. Такие капеллы существовали во многих странах Европы уже в средние века, а с XVIII в. и в России. Для подготовки малолетних певчих создавались специальные школы. По-разному складывались судьбы мальчиков. Только некоторые из них впоследствии становились музыкантами, а большинство при наступлении мутации выбрасывались на улицу.

После Великой Октябрьской социалистической революции при Ленинградской академической капелле была организована детская хоровая школа. Во время Великой Отечественной войны группа мальчиков вместе с капеллой эвакуировалась в Кировскую область. В 1944 г. часть мальчиков вернулась в Ленинград и стала основой хорового училища. Другая группа поехала в Москву, где было организовано хоровое училище во главе с А. В. Свешниковым. В настоящее время оба училища являются профессиональными музыкальными учебными заведениями с 11-летним сроком обучения. В них учатся мальчики от 7 до 18 лет, получая общее и специальное образование. Они поют в хоре, играют на рояле, изучают целый комплекс музыкально-теоретических дисциплин. Юные певцы свободно исполняют самые сложные произведения отечественной и зарубежной хоровой классики, с огромным успехом выступают в нашей стране и за рубежом.

Массовым явлением стали у нас детские хоровые студии. Так, в г. Дубне каждый четвертый юный житель — участник какого-либо хора. Здесь стало традицией проводить раз в два-три года детские праздники песни. Инициатором их является детская хоровая студия «Дубна». Юные любители музыки располагаются на городском стадионе. Представителей разных студий легко отличить друг от друга по разнообразной концертной форме, по эмблеме на груди. Звучат народные мелодии, хоровая классика и написанные специально для этих праздников сложные трех-четырехголосные произведения без сопровождения. Дирижируют по очереди этим необыкновенным хором руководители участвующих в празднике студий. Желание нести свое искусство людям, чувство коллективизма, дружбы объединяют студийцев «Веснянки» из Москвы, «До-ре-ми» из Владивостока, «Тополек» из Красноярска и «Костер» из Подмосковья, «Звонкие голоса» из Башкирии и «Школьные годы» из Омска и многих других.

Сейчас детских хоровых студий в нашей стране более 500, и поют в них свыше 75 000 детей. Число участников в каждой студии различно: от 100 до 500 и даже до 1000. С деятельностью ДХС связано появление большого количества хоровой и песенной музыки для детей.

А началось все со школьных хоров. В конце 50-х гг. в г. Железнодорожном Московской области была организована первая ДХС «Пионерия» под руководством Г. А. Струве, которая своим высоким уровнем исполнения вскоре стала известна не только у нас в стране, но и за рубежом.

Что же вызывает к студиям такой интерес? Одна из причин — отсутствие строго конкурсного приема детей. Педагоги хоровых студий считают, что нет такого ребенка, у которого нельзя было бы развить музыкальные способности. А главное — это специфика работы: разнообразие видов музыкальных занятий и интереснейшая и насыщенная творческая атмосфера. Студийцы поют в хоре, участвуют в ансамблевом и сольном пении, изучают музыкальную грамоту и сольфеджио, знакомятся с музыкальной литературой, посещают занятия ритмики и танца, играют (по желанию) на каком-либо инструменте. Они выступают с концертами в школах, на предприятиях, участвуют в творческих встречах с композиторами, в записях на радио и телевидении, выезжают с отчетными концертами в разные города Советского Союза и за рубеж.

Главная же цель обучения в студии — не только научить ее участников красиво и слаженно петь в хоре, но и воспитать их настоящими грамотными любителями и идейными пропагандистами музыки.