Фронтовые театры

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фронтовые театры и фронтовые театральные бригады были созданы в годы Великой Отечественной войны для выступлений на фронте. Это одна из героических страниц в истории советского театра. 23 июня 1941 г., на второй день войны, профсоюз работников искусств обратился ко всем театрам, актерам и режиссерам со словами: «Где бы ни находились части нашей Красной Армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». На этот призыв театры откликнулись мгновенно. Уже в июле 1941 г. была создана первая фронтовая бригада московских актеров под руководством В. А. Филиппова. В тяжелых буднях войны встречи с актерами и искусством становились праздником для бойцов Красной Армии, помогали жить, сражаться, верить в победу. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации М. М. Громов вспоминал, что «актеры на фронте были желанными всегда и везде… Появлялись они на полевых аэродромах… поляна становилась вдруг зрительным залом, а зенитки и закамуфлированные самолеты — своеобразной декорацией».

<addc>G</addc>

Концерт на фронте.
Актриса МХАТа имени М. Горького А. П. Зуева выступает в составе концертной фронтовой бригады.

В начале Великой Отечественной войны фронтовые театры по характеру своей деятельности были близки к фронтовым бригадам, известным еще со времен гражданской войны. Они выступали с репертуаром так называемых малых форм — с различными концертно-эстрадными программами. Но постепенно, по мере организационного укрепления, работа фронтовых театров обогащалась и углублялась, расширялся их репертуар. Он состоял из советских военно-исторических и героико-патриотических пьес, произведений классической русской и зарубежной драматургии. С успехом ставились пьесы (или монтажи по пьесам): «Шел солдат с фронта» В. П. Катаева, «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Чапаев» по Д. А. Фурманову, «Двадцать лет спустя» М. А. Светлова, пьесы К. Гольдони, А. Н. Островского и др.

Большую силу воздействия имели монтажи из произведений театральной Ленинианы: «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина, «Грозовой год» А. Я. Каплера и других пьес.

За четыре военных года фронтовые театральные бригады провели 1 млн. 350 тыс. выступлений. В состав таких бригад входили ведущие московские актеры. Так, например, А. К. Тарасова читала на фронте монолог Анны Карениной, В. А. Ершов — монолог Сатина из пьесы М. Горького «На дне». Художественными руководителями программ и концертов для фронта были выдающиеся мастера советского театра: А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, С. М. Михоэлс и другие.

В постоянный репертуар фронтовых бригад входили сатирические сценки-миниатюры, стихи А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, отрывки из спектаклей «Питомцы славы» А. Н. Гладкова, «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука — словом, все, что только могло поднять бойцам настроение, помочь выстоять и победить.

В 1942 г. для лучшего и более планомерного обслуживания фронта создано было 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества. Крупнейшие театры страны: Театр имени Евг. Вахтангова, Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина и др. — организовали свои фронтовые труппы. Солисты Большого театра СССР создали 7 фронтовых бригад и провели для бойцов Красной Армии 1140 концертов. С первых же месяцев войны выступали на фронте артисты театра Киевского особого военного округа и театра Западного фронта (бывший Смоленский драматический театр). Московский Малый театр каждый понедельник давал спектакль, сбор от которого шел в фонд фронта. На эти деньги была построена эскадрилья боевых самолетов.

На Ленинградском фронте замечательный советский актер Н. К. Черкасов организовал театр народного ополчения. Первые концерты шли на военных Ропшинских аэродромах. Зрители сидели в комбинезонах прямо на земле и менялись непрестанно: одни улетали, другие возвращались. И концерт по три раза подряд повторяли от начала до конца. На кораблях и в военно-морских частях Ленинградского фронта работал Театр Краснознаменного Балтийского флота. В самом Ленинграде во время блокады шли спектакли Театра музыкальной комедии. Попасть туда было непросто: билеты меняли на паек, на хлеб, на карточки. В холодную блокадную зиму актеры выходили на сцену. Они пели и танцевали с тем же мастерством, что и в мирное время. В героической жизни блокадного Ленинграда театр оказался столь же необходимым, как и известный всей стране Кировский завод. «Когда в Ленинграде произошла авария, — рассказывала народная артистка РСФСР Н. В. Пельцер, — и около месяца в городе не было света, театр работать не мог, а заводы работали при коптилках, — первыми, кому дали потом электричество, был Кировский завод и Театр музыкальной комедии». Это яркий пример заслуженно высокой оценки роли театра и актера в деле Победы над врагами.