Александринский театр

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этот первый профессиональный общедоступный театр России был создан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 г. и назывался «русским для представления трагедий и комедий» театром. Директором был драматург, поэт А. П. Сумароков; возглавил труппу, ядро которой составили ярославские актеры-любители, «отец русской сцены» Ф. Г. Волков. В 1763 г. во главе труппы встал актер и педагог И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение русских мастеров (см. Русский театр).

С момента своего возникновения театр стал центром развития русской национальной культуры, утверждения искусства жизненной правды. Он постепенно завоевывает признание публики и передовых людей своего времени. На его сцене впервые увиделл свет лучшие произведения русских писателей и драматургов. Это «Бригадир» (1780) и «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» (1831) А. С. Грибоедова, «Моцарт и Сальери» (1831) А. С. Пушкина, «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя, «Маскарад» (1852) М. Ю. Лермонтова, многие пьесы А. Н. Островского.

С 31 августа 1832 г. спектакли театра идут в здании, построенном по проекту и при участии архитектора К. И. Росси; театр получает название Александринского. На его творческую деятельность неблагоприятно влияла близость императорского двора, стремившегося лишить театр его общественной значимости. Так, в период реакции, последовавшей за поражением восстания декабристов, сцену заполнили водевили, мелодрамы, псевдоисторические драмы, утверждавшие верноподданнические настроения, необходимость крепостного права (Н. В. Кукольник, Н. А. Полевой). Вместе с тем в это время лучшие представители русской революционной демократии во главе с В. Г. Белинским развернули на страницах периодической печати борьбу за прогрессивные тенденции в развитии русского искусства. Они нашли свое воплощение в реализме. Ярким образцом реалистического искусства стала первая постановка «Ревизора» Гоголя.

История театра неразрывно связана с искусством прославленных актеров. На его сцене выступала великая трагическая актриса Е. С. Семенова, которой восхищался Пушкин, Я. Д. Шумский — ярчайший представитель «стихийного комизма», Т. М. Троепольская. В 30—40-е гг. XIX в. черты естественности, простоты обретает актерское творчество знаменитого трагика русской сцены В. А. Каратыгина. Крупнейшим актером-демократом был А. Е. Мартынов, создатель галереи образов «маленьких людей», выражавших нараставший протест против социальной несправедливости государственного строя. Утверждению реализма способствовало актерское искусство В. Н. Асенковой, одной из первых актрис, стремившихся раскрыть сложный внутренний мир женщины; Ю. Н. Линской, Е. И. Гусевой, подчеркивавших социальную конкретность своих героинь.

В репертуаре театра середины XIX в. широко представлены шедевры русской классической драматургии: «Каменный гость», «Скупой рыцарь» Пушкина, «Женитьба», инсценировка I тома «Мертвых душ» Гоголя. Постановка «Грозы» (1859) Островского явилась выдающимся общественным и культурным событием столицы. На сцене идут пьесы А. В. Сухово-Кобылина, И. С. Тургенева, А. Ф. Писемского; после многолетнего цензурного запрета впервые осуществляется постановка «Бориса Годунова» Пушкина.

Правительство, напуганное широко развернувшимся в стране движением народников, стремилось вырвать театр из общественной борьбы, ограничить его влияние на современников. Отсутствие четкой репертуарной политики, искусственное раздувание закулисных интриг, бюрократизм — все это вело к падению общественного значения театра. На сцене его царят мещанские драмы В. А. Крылова.

В 80—90-х гг. труппа театра переживает смену актерских поколений, обновляется за счет провинциальных актеров. Так появилась в театре выдающаяся актриса М. Г. Савина, чье дарование в полной мере проявилось в пьесах Гоголя, Тургенева, Л. Н. Толстого. В 1895 г. на премьере «Власти тьмы» Толстого Савина сыграла роль Акулины.

На рубеже XIX—XX вв. лучшей актрисой «театра Островского» по праву считалась П. А. Стрепетова. Судьбы простых женщин, крестьянок в ее исполнении превращались в щирокую картину русской действительности, обличая царивший вокруг произвол и деспотизм. Крупнейшим представителем сценического реализма был и В. Н. Давыдов, преемник Мартынова, учитель первого поколения советских актеров. Он тяготел к исполнению ролей русской и зарубежной классики. Давыдов сумел проникнуть в суть чеховской драматургии, понять ее новаторство. Исполнением ролей в пьесах Сухово-Кобылина, Островского, У. Шекспира славился актер К. А. Варламов. В своем творчестве он органично сочетал комическое и трагическое. Ожидание перемен, тема трагического столкновения женщины с общественно-социальной несправедливостью тесно связаны с неповторимым искусством В. Ф. Комиссаржевской. А. П. Чехов высоко отзывался об исполнении актрисой роли Нины («Чайка»).

С первых же дней победы Великой Октябрьской революции началась коренная перестройка деятельности Александринского театра. Большую поддержку в утверждении его новых художественных принципов оказал народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. В конце 1919 г. театр включен в группу академических, в 1920 г. переименован в Петроградский государственный академический театр драмы. Режиссер Николай Васильевич Петров (1890—1964) осуществил постановку пьесы «Фауст и город» Луначарского. С этого спектакля начался процесс утверждения на сцене пьес советских драматуртв Петров по ставил также «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «Ярость» Б. Г. Яновского. Он создал особый гии политического спектакля, в котором актуальность темы сочеталась с подробной психологической характеристикой главных героев.

В дни 20-летия Октября К. В. Скоробогатов выступил в роли В. И. Ленина в эпизоде пьесы К. А. Тренева «На берегу Невы».

В 1937 г. главным режиссером театра стал Леонид Сергеевич Вивьен (1887—1966). Пьесы советских драматургов составляли важную часть репертуара театра. В спектаклях «Русские люди» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова и других раскрылись основные черты актерского дарования Ю. В. Толубеева: полное перевоплощение, органическое чувство жизненной правды, сдержанность, строгость в создании сценических образов. В конце 40-х — начале 50-х гг., несмотря на парадно-помпезную, бесконфликтную драматургию, театр стремился ответить на самые главные проблемы в жизни советского общества. Жизнь-подвиг — такова самая высокая нравственная норма, которую предъявляет театр своему современнику в образе Мичурина — Черкасова («Жизнь в цвету» А. П. Довженко). Лучшие черты советского человека раскрыл актер и в пьесе С. И. Алешина «Все остается людям». Открытой публицистичностью пронизан спектакль «Победители» Б. Ф. Чирс-кова.

Темы недавнего военного прошлого, человека и современного ему общества вынесены театром на первый план. Лучшие постановки 50—60-х гг.: «Годы странствий» А. Н. Арбузова, где роль Ведерникова стала принципиальной удачей И. О. Горбачева и открыла галерею созданных им в последующие годы образов наших современников — характеров крупных, незаурядных, чья жизнь тесно связана с жизнью страны; «Друзья и годы» Л. Г. Зорина, «Персональное дело» А. П. Штейна. Выдающимся театральным явлением стал спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс. Вишневского в постановке Г. А. Товстоногова, стремившегося выразить прежде всего масштабность революционных событий, которую оттеняла лирическая задушевность. Эта работа Г. А. Товстоногова и актера Ю. В. Толубеева в роли Вожака была удостоена Ленинской премии.

И в последующие годы театр ведет большую работу над раскрытием духовного мира нашего современника. На первый план выходит его нравственная красота и многообразный внутренний мир, поиски и стремления к совершенствованию. Такие спектакли, как «Мария» А. Д. Салынского, «Из жизни деловой женщины» А. Б. Гребнева, «Ураган» А. В. Софронова, показывают нам образы партийных руководителей наших дней. А в постановках по пьесам «Пока бьется сердце» Д. Я. Храбровицкого, «Ивушка неплакучая» М. Н. Алексеева наш современник показан на крутых жизненных поворотах в борьбе за будущее.

Вместе с тем театр настойчиво ищет новые пути в освоении классики. Среди удач — «Живой труп» Толстого (Протасов — Н. К. Симонов), «Ревизор» Гоголя (Городничий — В. И. Честноков), «На дне» Горького.

Сегодня коллектив Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина выступает как прямой наследник и хранитель реалистических традиций русского театрального искусства, накопленных многими поколениями русских актеров. Опираясь на эти традиции, он упорно и настойчиво ищет новое и в самой действительности, и в приемах и формах сценического мастерства. Своей главной задачей пушкинцы считают активное освоение современной темы, глубокое проникновение в духовный мир советского человека, пропаганду шедевров русской и мировой классики. На сцене театра .идут «Иванов» Чехова, «Капитанская дочка» Пушкина, «Отец Горио» О. Бальзака, «Пер Гюнт», «Привидения» Г. Ибсена, «Женитьба Бальз аминов а», «Таланты и поклонники» Островского, «Власть тьмы» Толстого, «Васса Железнова» Горького, «Сказки старого Арбата» Арбузова, «Машенька» Афиногенова, «Фельдмаршал Кутузов» В. С. Соловьева. В поисках героя, который выражал бы позицию театра в атмосфере коренного пересмотра сложившихся общественных норм жизни, выбор пал на пьесы «Требую суда!..» и «Чужая ноша» О. Т. Перекалина. Проблемам современной советской деревни посвящены спектакли «Вечер» А. А. Дударева, «Лукия» М. В. Гараевой, «Над светлой водой» В. И. Белова.

С 1975 г. художественный руководитель театра — Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев (р. 1927). В труппе театра работают известные мастера — Н. В. Мамаева, И. П. Дмитриев, Б. А. Фрейндлих, Н. Н. Ургант, А. В. Соколов, Ю. С. Родионов и другие. Рядом с ними успешно выступает творческая молодежь. Театр награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.