Камерно-инструментальная музыка
Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. Для нее характерно внимание к внутреннему миру человека как личности, в противовес обобщающему выражению чаяний многих людей в симфоническом жанре. Монументальность симфонии, подчеркнуто эффектная виртуозность инструментального концерта в принципе нетипичны для камерной музыки. Скорее наоборот, её отличает экономия выразительных средств при большой самостоятельности отдельных партий и творческой активности каждого участника ансамбля. Первоначально камерная музыка предназначалась для узкого круга слушателей и исполнялась нередко в домашней обстановке, позднее — в небольших специальных концертных залах.
Современные жанры камерно-инструментальной музыки окончательно сформировались в творчестве венских классиков — Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Это соната, трио, квартет, квинтет; ансамбли, в которых большое место отводится струнным инструментам.
Камерно-инструментальная музыка вбирала в себя стилистические черты других разновидностей музыкального творчества. Уже Бетховен во многом симфонизировал свои квартеты, сделал их более масштабными как в области формы, так и содержания. А его знаменитая «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно — произведение подлинно симфоническое по своему эмоциональному накалу, монументальности музыкальных образов. В произведениях композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса необычайно сильно проявилось (особенно в жанре миниатюры) лирическое начало («Песни без слов» Мендельсона).
В творчестве русских композиторов жанры камерно-инструментальной музыки трактовались очень своеобразно и глубоко национально. Элементы русской народной подголосочной полифонии органично и естественно претворились в квартетах А. П. Бородина и А. К. Глазунова, в трио и квартетах П. И. Чайковского, а элегическая интонация русского романса — в скрипичных миниатюрах Чайковского.
Современная камерно-инструментальная музыка по своей идейной и художественной значимости стала вполне соизмеримой симфонической музыке; симфония же нередко оказывается близкой к камерным жанрам, как, например, 14‑я и 15‑я симфонии Д. Д. Шостаковича. К классике XX в. принадлежат камерные сочинения советских композиторов — Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, а также камерные ансамбли П. Хиндемита, квартеты и сонаты Б. Бартока.