Этюд в музыке
Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.
На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. Что же привлекло их в этюде? Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания. Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.
Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно. Каждый по-своему трактовал жанр этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных единством развития, устремленного к праздничному финалу. Многочисленные этюды Листа — сочинения масштабные, с элементами живописности и программности («Хоровод гномов», «Шум леса», «Дикая охота», «Мазепа»). Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к этому жанру А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой. В фортепьянных «Этюдах-картинах» С. В. Рахманинова решение той или иной технической задачи сочетается с яркой образностью музыки.
В начале XX в. стилистика этюдов постепенно меняется. Виртуозное начало связывается не с романтическим подъемом и раскованностью чувства, а с энергией, четкостью, силой. Таковы этюды С. С. Прокофьева, написанные в 1909 г. Композитор Н. Я. Мясковский отметил в них первобытную силу и свежесть музыки. Этюды пишутся не только для солирующих инструментов, но и для различных составов («6 этюдов для струнных инструментов и органа» советского композитора Б. А. Чайковского).