Чины, звания и титулы в дореволюционной России
Чины. Слово «чин» (до революции) употреблялось в нескольких значениях. В широком смысле оно означало место человека в обществе, его принадлежность к определенному сословию (духовные чины, воинские чины). Более распространенным было употребление чина как определенного ранга на государственной службе (чин майора, чин коллежского регистратора, чин шталмейстера).
Определенная иерархия служебных чинов сложилась еще в допетровское время: все заседавшие в Боярской думе именовались думными чинами и ранжировались по старшинству на бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Почетными чинами являлись и должности при царском дворе: конюший, кравчий, стольник и др. Однако ни иерархия чинов, ни порядок чинопроизводства не были четко регламентированы законом и основывались преимущественно на устоявшемся обычае.
Петр I создал строгую и законченную систему чинов на государственной службе (см. Петр I и реформы первой четверти XVIII в.). Табель о рангах 1722 г.установила 14 классов должностей в военной, статской (гражданской) и придворной службе. Со временем эти классы, или ранги, вместо иерархии должностей стали определять место и именование лица на служебной лестнице, т. е. из класса должности превратились в класс чина. В течение XVIII в. Табель о рангах значительно упростилась и к началу XIX в. приобрела следующий вид (см. таблицу).
Военные чины делились на три большие группы: генеральские (с 1-го по 5-й), штаб-офицерские (с 6-го по 8-й) и обер-офицерские (с 9-го по 12-й). До 1845 г. самый низший чин на военной службе (прапорщик, корнет, хорунжий или мичман) давал его обладателю права потомственного дворянства. В 1845—1856 гг. ценз возведения в потомственное дворянство был повышен, и с этого времени оно приобреталось на военной службе чином 6-го класса (полковник или капитан 1-го ранга). Офицеры же низших чинов пользовались правами личных дворян (если, разумеется, они не были дворянами по рождению).
Производство в очередной чин на военной службе обычно шло по старшинству, т. е. право на получение очередного чина имел тот офицер, который раньше всех был произведен в настоящий чин. Но обязательным условием было наличие вакансии, т. е. свободной должности, соответствующей более высокому чину. В мирное время вакансий открывалось мало, поэтому продвижение шло медленно и большинство офицеров заканчивали службу в обер-офицерских чинах. Особыми привилегиями в военной службе пользовались офицеры гвардии. Они имели преимущество в два класса перед армейскими офицерами и при переводе из гвардии в армию сразу обходили своих армейских товарищей на два чина и первыми занимали открывшиеся вакансии. Эта привилегия была основной причиной укоренившейся розни между гвардией и армией.
Статская служба считалась менее почетной, чем военная, и давала к тому же меньше привилегий. Потомственное дворянство можно было выслужить только чином 8-го класса (коллежский асессор), а более низкие чины давали права личных дворян, т. е. без права передачи их по наследству. В 1856 г. потомственное дворянство давал 4-й класс, а личное дворянство — 8-й класс. Самый низший классный чин— 14-й— причислял чиновника к полупривилегированному сословию почетных граждан.
Продвижение по лестнице гражданских чинов зависело от сословного происхождения чиновника, его образования и усердия. Если дворянин с высшим образованием производился в очередной чин через 2 — 4 года, то недворянин с начальным образованием засиживался в одном чине до 10 лет. Но в 1856 г. сословные привилегии при чинопроизводстве были отменены, и скорость карьеры теперь зависела только от образования и отличий по службе.
Высший чин в гражданской иерархии имел двойное наименование. Канцлером назывался, как правило, министр иностранных дел, другие же сановники, состоявшие в 1-м классе, именовались действительными тайными советниками 1-го класса. Точно так же министр иностранных дел или его товарищ (заместитель), дослужившиеся до 2-го класса, назывались вице-канцлерами.
Придворные чины не только отражали принадлежность лица к службе при дворе, но зачастую являлись почетным отличием для заслуженных и знатных чиновников. По Табели о рангах 1722 г. все придворные чины были равномерно распределены по 14 классам, но в течение XVIII в. их ранги постепенно повышались, пока большая их часть не сосредоточилась во 2-м и 3-м классах. Чины 2-го класса стали именоваться первыми чинами двора, а придворные 3-го класса — вторыми. В 1809 г. по инициативе М. М. Сперанского был принят вызвавший раздражение знати указ, согласно которому камергер и камер-юнкер перестали быть чинами, а превратились в придворные звания, и, таким образом, место их обладателей в служебной иерархии должно было определяться тем чином, который они имели на гражданской службе.
Звания в дореволюционной Россия являлись почетными отличиями для военных, статских или придворных чинов, а также для лиц, не состоявших на государственной службе. Военные звания отмечали принадлежность офицеров к императорской свите. Генералы и адмиралы первых трех классов именовались генерал-адъютантами, состоявшие в 4-м классе — Свиты Его Величества генерал-майорами (контр-адмиралами), а штаб- и обер-офицеры — флигель-адъютантами.
На гражданской службе почетными званиями являлись: статс-секретарь Его Императорского Величества, член Государственного совета, сенатор и почетный опекун. Статс-секретари пользовались важной привилегией личных докладов императору, а также объявления его словесных повелений. Иными словами, они являлись наиболее доверенными советниками монарха. Звания члена Государственного совета и сенатора причисляли некоторых сановников к составу высших государственных учреждений — Государственного совета и Правительствующего сената, хотя и не обязывали их присутствовать на заседаниях. Звание почетного опекуна жаловали тем, кто занимался благотворительной деятельностью (см. Благотворительность и меценатство в России).
Придворные звания появились после указа 1809 г., превратившего камергеров и камер-юнкеров из придворных чинов в придворные кавалеры. Звание камергера жаловалось чиновникам 3—5-го классов, а камер-юнкера — 6—9-го классов. Придворные кавалеры имели право являться ко двору, участвовать в придворных церемониях. Придворные звания имели и входившие в придворный штат дамы: обер-гофмейстерина, гофмейстерина, статс-дама, камер-фрейлина и фрейлина. По Табели о рангах обер-гофмейстерина «имела ранг над всеми дамами», статс-дамы следовали за женами действительных тайных советников, камер-фрейлины (камер-девицы) соответствовали 4-му классу.
Титулы. При обращении к тому или иному лицу пользовались общим или частным титулом. По отношению к вышестоящим обычно употреблялся более почетный общий титул. К чинам 1—2-го классов обращались «Ваше высокопревосходительство», 3—4-го классов — «Ваше превосходительство», 5-го класса — «Ваше высокородие», 6—8-го классов — «Ваше высокоблагородие», 9—14-го классов — «Ваше благородие». Частным титулом обозначали звания, чины или должности. Частным титулом пользовались при обращении как к высшим (после общего титула), так и к низшим чинам (с указанием только должности или чина).
Титулы, которые указывали на происхождение (достоинство) лица, назывались родовыми. К ним относились: Император (общий титул — Ваше Императорское Величество или Государь), Великий князь (Ваше Императорское Высочество), Князь императорской крови (Ваше Высочество), светлейший князь (Ваша светлость), князь, граф (Ваше сиятельство), барон (Ваше благородие). Если чиновник или офицер имел родовой титул, то обращались к нему в соответствии с ним, а не по чину.
Чины и звания, принятые в императорской России, были отменены декретом Советского правительства от 10 января 1918 г. Впоследствии большинство военных и военно-морских чинов было восстановлено в качестве званий офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ранги устанавливались также на дипломатической службе, в службе прокурорского надзора, а также в некоторых военизированных ведомствах.