Чернышевский, Николай Гаврилович

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Н. Г. Чернышевский — публицист, литературный критик, писатель, философ, лидер русской революционной демократии 60‑е гг. XIX в. Сын саратовского священника, студент историко-филологического факультета Петербургского университета, он с 1853 г. посвятил себя литературной деятельности и стал ведущим сотрудником журнала «Современник». О верности традициям В. Г. Белинского свидетельствовал обширный труд Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855–1856). Тогда же появились в печати его магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), книги «А. С. Пушкин. Его жизнь и сочинения» (1856), «Лессинг. Его время, жизнь и деятельность» (1857).

Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», изданная в количестве всего 400 экземпляров, получила широкий общественный резонанс. Её автор выступил против идеалистического понимания искусства, утверждая материалистическое представление: «Прекрасное есть жизнь». Чернышевский приходит к выводу: высокое предназначение искусства, являющегося «учебником жизни», заключается в том, чтобы научить людей видеть и понимать прекрасное в жизни, мобилизовать силы общества на борьбу против всего, что стоит на пути к высокому идеалу. Источником силы литературы и искусства является верность интересам народа.

Обладая высокоразвитым эстетическим чутьем, Чернышевский сумел, обратившись к «Детству», «Отрочеству», «Военным рассказам» Л. Н. Толстого, глубоко проникнуть в самую суть его творчества, определить своеобразие таланта художника, раскрыть особенности его психологизма («диалектика души»). Столь же провидческими были статьи о драматургии А. Н. Островского (1854), «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1857). В статье-памфлете «Русский человек на rendez‑vous» (1858), написанной как отклик на тургеневскую повесть «Ася», Чернышевский нанес непоправимый удар по авторитету либералов, прекраснодушных рыцарей фразы, трусливо пасовавших перед необходимостью перейти от слов к делу в условиях складывавшейся революционной ситуации. Своего рода манифестом революционно-демократической критики 60‑е гг. явилась статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» (1861), посвященная анализу рассказов-очерков Николая Успенского. Критик приветствовал стремление писателя, не идеализируя, не приукрашивая, сказать правду о жизни народных масс. Будущее, по мысли критика, зависит от готовности народа «изменить свою судьбу».