Художественный образ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Образ — одно из основных понятий литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. В центре художественного образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, за которым угадываются те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа. Так, в романе М. Горького «Мать» Павел Власов — индивидуальность, но в то же время в нем обобщены черты рабочего-революционера. Поскольку образ определенного человека приобретает обобщенный характер, ему присущ художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие то, что он считает важным). Вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа, неотделимое от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему.

Но человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром вещей и т. д., и потому для его изображения (индивидуализированного, обобщенного и эстетического) писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом. Тем самым перед писателем встает задача показать героя в окружающей его общественной, природной, вещной среде, воспроизведя её с достаточной степенью полноты, т. е. образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека (Евгения Онегина, например) — он является картиной человеческой жизни. Следует при этом иметь в виду, что в художественном произведении герой показывается в различные моменты своей жизни, в пересечении со многими другими людьми. Поэтому перед нами возникают различные стороны того или иного образа, он встречается в различных эпизодах одновременно с другими персонажами.

Художественный образ проявляется в произведении очень разносторонне. Проще всего говорить о нем в драматургии (см. Драма), где он, как правило, связан с реальным обликом персонажа, который на сцене и изображается непосредственно артистом. В прозе он дан более сложно, во взаимодействии с авторской речью; в лирике перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление образа, которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое.

В критике часто встречается применение термина «образ» и в более узком и в более широком смысле слова. Так, часто любое красочное выражение, каждый троп (см. Тропы и фигуры) называют образом, например: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые присущи образу как картине человеческой жизни. Иногда говорят об образе, имея в виду какую‑либо конкретную деталь повествования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и т. п. В таких случаях следует говорить об образной или художественной детали, а не об образе. Наконец, образ иногда слишком расширяют, говорят об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость и чрезвычайно высока. Термин должен иметь одно, общепринятое значение, поэтому следует избегать различных его толкований. Главное — понимать, что образ отражает жизнь во всей её сложности и многогранности.