Художественный вымысел

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Попробуем вдуматься в само слово. В разговорной речи — это неправда (хотя и не ложь); в литературе же, оказывается, нет иной правды, кроме вымысла. Не только сказки, фантастика, сюжетные романы, но даже мемуары и документальные описания не станут художественными, если они не вымышлены, т. е. не пропущены через мысль. Здесь нам поможет и словарь В. И. Даля: «Вымышлять — …отыскивать и находить мыслями, думой»; «вымысел — самый предмет, то что вымышлено, выдумка, открытие, изобретение». В определении смысла этого слова прежде всего поражает неотрывность, связь с реальностью, это не то, что мы обычно вкладываем в понятие фантазии.

Со словом «вымысел» происходит сейчас некое преображение — отделение от недавнего преобладающего смысла нереальности, приближение к смыслу, близкому по значению к познанию, постижению.

Определить границы вымысла чрезвычайно сложно — это восходит к проблеме соотношения искусства и действительности.

Способен ли человек в принципе создать то, чего так или иначе не наблюдалось бы в действительности? На этот вопрос со времен Возрождения в эстетике существует однозначный ответ: нет, не способен. Классический пример: попытка Леонардо нарисовать неведомое в природе существо приводит к тому, что это существо неизбежно составлялось из всем известных элементов.

Другая граница вымысла как бы с противоположной стороны — попытка как раз невымышленного, неискаженного отображения — известна по другому, не менее классическому примеру: носорог, нарисованный Дюрером по клеточкам, оказался, пожалуй, более фантастическим, чем вымышленный зверь Леонардо, настолько сильно было потрясение художника от самого зрелища в ту пору еще в Европе невиданного носорога.

Специалисты, рассуждая о соотношении вымысла и реальности, часто вводят в обиход категорию вымысла. Вымысел как метод оказывается относящимся к любому виду человеческого творчества, как в искусстве, так и в науке (вспомним далевское толкование: «открытие, изобретение») .

И если границы вымысла определить практически невозможно, потому что в идеале они равны самой действительности, то место вымысла в творческом процессе следует понимать как звено между действительностью и её выражением, причем звено и неизбежное, и единственное.

См. также

Александр Сергеевич Пушкин