Хроники

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Хроники (от греч. chronos — время) — запись исторических событий в хронологической последовательности (см. Хронология), один из видов средневековых исторических сочинений (русские летописи). Исторические труды античных, западноевропейских и русских историков создавались на материалах хроник. Они появились еще в Древнем Египте в 3-м тысячелетии до н. э. В них содержатся сведения о жизни Египта эпохи Древнего царства. Подобные записи существовали и у других народов — вавилонян, ассирийцев, китайцев.

В Древней Греции хронист Э. Лесбоский в последней четверти 5 в. до н. э. создал первые хроники Аттики, где описал историю народа, населявшего этот восточный полуостров в Центральной Греции, а также других известных ему народов. Позже, на рубеже 4-го и 3-го столетий до н. э., афинский хронист Филохорес написал афинскую историю, содержавшую много важных сведений не только об исторических событиях, но также об афинских культах, государственных институтах и т. д. Египетский жрец Манефон составил хронику, в которой разделил историю страны на три части: Древнее, Среднее и Новое царства — и описал все 30 династий фараонов. Хроникой Манефона (с некоторыми позднейшими добавлениями) ученые пользуются до сих пор.

Из хроник — анналов (от лат. annus — год) развилась историческая наука Древнего Рима. По преданию, с середины 5 в. до н. э. в Риме существовали так называемые таблицы понтификов. Верховный жрец выставлял у своего дома белую доску, на которую заносил для всеобщего сведения имена консулов и важнейшие события последних лет. Это были, как правило, сведения о неурожае, эпидемиях, войнах, предзнаменованиях, посвящениях храмов и т. д. Во 2 в. до н. э. по распоряжению верховного понтифика Публия Муция Сцеволы все эти записи (по годам), начиная с основания Рима, были собраны воедино и опубликованы в 80 книгах под названием «Великие анналы».

Поскольку ранние римские историки обрабатывали материалы анналов (официальных и семейных), их принято называть анналистами. Старейший из них сенатор Фабиус Пиктор описал историю Рима от 747 г. до н. э. до победы римлян над Ганнибалом в 202 г. до н. э. Античные авторы отмечали достоверность записок Пиктора.

Первые анналисты писали на греческом языке. Позже римский политический деятель и писатель Катон Старший (234—149 до н. э.) опубликовал написанное на латыни сочинение «О земледелии». Оно было своеобразным рубежом в творчестве анналистов: латинский язык стал языком исторических исследований. В то же время продолжала развиваться и греческая хронистическая традиция. Так, Аполлодор Афинский написал хронику в четырех книгах, охватывавшую период от падения Трои (1184—1183 до н. э.) до 120—119 гг. до н. э.

В 4 в. н. э. появились христианские «всемирные хроники». Первая из них — хроника римского церковного писателя епископа Кесарии (Палестина) Евсевия Кесарийского, охватывающая историю средиземноморских стран начиная с «сотворения мира». Хроника Евсевия Кесарийского в начале 5 в. была переведена на латинский язык и дополнена новыми сведениями греческим богословом Иеронимом Блаженным. Так хроника послужила своего рода мостом, связавшим историю античного Средиземноморья с историей феодальной Европы.

В раннем средневековье в условиях феодальной раздробленности хроники (на латинском языке) составляли преимущественно монахи в монастырях и при дворах крупных феодалов. Когда возникли централизованные государства, появились королевские хроники, например Большие французские хроники, Сент-Обланские хроники в Англии и Королевские хроники в Испании. С 13 в. составлением хроник (главным образом на национальных языках) занимаются светские лица.

Большой интерес среди западноевропейских хронистических произведений позднего средневековья представляет «История Флоренции» Николло Макиавелли (1532).

Древнейшие летописи на Руси известны со времени князя Ярослава Мудрого. Старейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет» (1113), составленная в Клеве Нестором. Ее текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. «Повесть временных лет» связывает историю Руси с всемирной историей и историей славянства. Яркими штрихами рисует Нестор географию Руси и пути сообщения из Руси в Византию, в Западную Европу и Азию. С большим знанием дела описывает он быт древних славян на Днепре во 2—5 вв., сообщает важные сведения о князе Кие, о его путешествии в Царьград и о жизни его на Дунае. Весь славянский средневековый мир не знает другого историка, который с такой широтой и глубиной мог бы раскрыть жизнь славянских племен и государств. «Повесть» положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов Древней Руси.

В более поздних русских летописях содержится множество ценнейших исторических сведений исторического, экономического и культурно-этнографического характера. Жанр исторической хроники не потерял своей актуальности и сегодня.