Франц Шуберт (1797—1828)
Недолгая жизнь Франца Шуберта прошла в Вене в период тяжелой политической реакции, наступившей после Великой французской революции 1789—1794 гг. Шуберт — первый композитор-романтик. В своей музыке он выразил настроения одиночества, тоски, отразил те разочарования и горечь, которые вызывала у людей окружающая действительность.
Уже в юные годы композитор находит свою манеру высказывания, свой музыкальный язык. В 17—18 лет он пишет такие замечательные песни, как «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», которые можно назвать жемчужинами его творчества. Шуберт очень много сочиняет. Только за 1815 г. появилось более 140 песен. Одновременно по строгому настоянию отца он работает помощником школьного учителя в начальных классах. Проработав три года, Шуберт уходит из школы. Начинается тяжелая самостоятельная жизнь. Во многом Шуберту помогали друзья. Нередко их встречи посвящались целиком музыке. Звучали произведения различных композиторов и самого Шуберта. Иногда устраивались вечеринки, танцевали, а Франц часами сидел за фортепьяно и импровизировал. Такие вечера назывались «шу-бертиадами». Так рождались многочисленные вальсы, лендлеры, экосезы.
В это время в Вене жил великий Л. Бетховен. Он был восхищен песнями Шуберта и хотел познакомиться с молодым композитором. Но эта встреча не состоялась из-за застенчивости Шуберта. Через год после смерти Бетховена ушел из жизни и Шуберт. «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды», — гласит надпись на могильном памятнике.
За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах: 9 симфоний, увертюры, квартеты, трио, квинтеты, сонаты, фортепьянную фантазию «Скиталец», оперы, музыку к театральным постановкам, хоры, фортепьянные миниатюры — «Музыкальные моменты», «Экспромты» и другие произведения. Главное же место занимают песни (их свыше 600), среди них циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня». Жанр песни Шуберт сделал способным к воплощению глубокого содержания, в ней более тесно соединились слово и музыка, музыкальные образы стали значительнее и индивидуальнее.
Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. И в песне, и в других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека — мечтательный, страдающий, протестующий, передает его сокровенные мысли и чувства.
Самые значительные симфонические произведения Шуберта были исполнены лишь через десятилетия после его смерти. Так, знаменитая «Неоконченная симфония» (1822) — гениальный пример симфонии, выросшей из песни, — увидела свет лишь через 40 лет после смерти ее автора.