Фольклор, раздел «Музыкант»
Фольклор (в переводе с английского — «народная мудрость», «народное знание») — народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные наигрыши, пастушеские сигналы и т. д.). Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не только искусством, но и частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественней шей и необходимейшей формой выражения. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.
У каждого народа есть песни, связанные с трудом. Как правило, мелодия и ритм в них органически связаны с характером труда, и в свою очередь сами влияют на процесс работы, организуя его и сообщая ему определенный ритм. Таковы трудовые песни бурлаков, лесосплавщиков, рыбаков и песни-сигналы, исполняемые при полевых работах. Есть песни, которые пели во время сенокоса или жатвы, когда убирали лен, у кавказских народов — мельничные, кузнечные, песни при толчении зерна и т. д. У латышей есть пастушеские песни с характерными для них «ликованиями» или «призывами».
Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав — все это праздновалось. С играми и песнями проходил праздник масленицы — проводов зимы. Звучали масленичные песни:
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами,
С каравайчиками,
С вареничками!
Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев, особенно широко бытовавших в дореволюционную эпоху и восходящих к глубокой древности. Свадебный обряд — наиболее любимый народом — лучше всего сохранился до настоящего времени. Конечно, музыка играла в нем огромную роль. Причитания определяли характер первой части обряда: невеста прощалась с отчим домом, подругами. Вторая часть обряда — веселый свадебный пир, и песни были другими: величали молодых, их родителей, были и шуточные величания сваху и свахе. Были и пляски, групповые и сольные, а у эстонцев — и свадебные хороводы.
Наряду с трудовыми и обрядовыми песнями в фольклоре существовало и множество других. Из семейно-бытовых можно назвать песни-величания новорожденному, колыбельные, детские считалки, потешки. У народов Севера и Дальнего Востока — якутов, нивхов, эвенков и других — есть жанр так называемых «личных песен». Это древняя традиция, согласно которой каждый человек, достигая зрелости, обретает свою «личную песню». Она сопровождает человека всю жизнь и является его музыкально-психологическим портретом.
Произведения народного творчества создаются и распространяются устно (не письменно), передаваясь от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение. В этом еще одна особенность фольклора. Исполнитель, который часто знает песню или наигрыш с детства, чувствует себя в некоторой степени ее соавтором. По мнению специалистов, песню невозможно услышать в народе дважды в совершенно одинаковом виде. Изменения тем более значительны, чем дольше песня бытует, чем больше поколений людей поют ее. Народная песня или наигрыш живет не в одном раз и навсегда зафиксированном виде, а во множестве вариантов, порою очень сходных, порою же достаточно различных. Эта незакрепленность фольклорного произведения, его гибкая и непрерывная изменчивость — существенный признак народного искусства — и обеспечивает произведению долгую жизнь.
Для того чтобы произведение стало истинно народным, чтобы оно было принято средой, в которой живет ее автор-исполнитель, нужно, чтобы люди, окружающие его, запомнили песню и стали петь ее как свою, выражающую чувства, настроения, мысли всех членов данного коллектива, а в дальнейшем, быть может, и всего народа. В этом проявляется коллективность народного творчества, его важнейшее свойство.
Но чтобы сложить такую песню, нужно глубоко ощущать стиль, манеру, способ художественного выражения, распространенный в этой местности или в данной среде людей.
В фольклоре существуют жанры, предназначенные также для сольного исполнения. Таковы былины, повествующие о легендарных героях и их подвигах; таковы плачи или причитания. С незапамятных времен создавались в народе эпические песни. Это и русские былины, и карельские руны, эпические циклы (эпопеи), как, например, «Давид Сасунский» у армянского народа, «Манас» в киргизской культуре. Позднее появились исторические песни и баллады.
Среди исполнителей сольных жанров были выдающиеся мастера и мастерицы, и, хотя их творчество стало привлекать к себе внимание лишь в прошлом веке, мы знаем сегодня немало прославленных имен (см. Народные музыканты).
Неверно было бы представлять себе, что фольклор — искусство только одного лишь прошлого, связанное с жизнью и бытом деревни. Такой фольклор, называемый крестьянским, традиционным, хранит в себе замечательные художественные ценности. Он сыграл, например, важную роль в становлении и развитии русской классической музыки. Однако, наряду с ним, существовал и существует городской фольклор. Городская народно-бытовая песня получает широкое распространение в нашей стране в XVIII—XIX вв., таковы лирические песни-романсы, походные солдатские песни, песни о тяжелом труде рабочих, сатирические песни и частушки — короткие однострофные песни лирического или шуточного содержания. В наши дни частушка — один из самых популярных фольклорных жанров.
Особое место занимает рабочая революционная песня — русская и международная, сыгравшая огромную роль в социальном переустройстве мира. Революционная песня в художественно совершенной форме воплотила идеалы братства и равенства людей; быть может, впервые в песне было запечатлено новое мироощущение. Отсюда — отличающие песню неукротимая воля и энергия, нравственная чистота и готовность к самопожертвованию во имя общего дела. Революционная песня оказала сильное воздействие на всю советскую многонациональную музыку. В революционной песне черты фольклора (практическая предназначенность, коллективность, существование разных вариантов) сочетаются с признаками профессионального творчества: мы часто хорошо знаем авторов текстов или мелодий, песня нередко распространялась не устно, а письменно, с помощью листовок, газет и т. д.
И городской, и деревенский фольклор бытует в традиционном виде и вновь создается, обновляется в наше, советское время. Особенно активизируется народное творчество в острые, драматические моменты истории Родины, когда народ откликается на события, волнующие буквально каждого. Таковы, например, партизанские песни, повествовательные песни и баллады о героях.
В послевоенную эпоху широкое распространение, особенно среди городской молодежи, получила самодеятельная, «гитарная», авторская песня. Известны авторы многих песен, иногда они — профессиональные поэты. Нередко мелодии складываются на уже опубликованные стихи. Но не менее часто автор сочиняет и слова, и напев, аккомпанируя себе на гитаре. Самодеятельные песни отличаются своеобразной исполнительской манерой, обычно негромкой, доверительной, охватывают широкий круг тем и удовлетворяют потребность молодежи в дружеском общении.
Композиторы разных эпох и разных народов в своем творчестве многократно обращались к народной музыке. В фольклоре с замечательной яркостью и непосредственностью выражен характер народа, его психология. Задача созидания национального искусства той или иной страны не может быть решена без использования фольклора — его сюжетов, тем, художественных образов, его мелодий, его ритмов (стихотворных или танцевальных), его специфической манеры сочетания голосов и инструментов, его неповторимых звучаний, тембров. Использование может быть прямым или опосредованным, что бывает чаще, но оно всегда способствует обогащению музыкального искусства, расширению его возможностей.
Народное и профессиональное творчество соприкасаются, взаимодействуют, но вместе с тем глубоко отличаются друг от друга. Человеку, воспитанному в традициях одной культуры, часто бывает трудно понять и эмоционально откликнуться на произведения другой. Так нередко происходит при восприятии городскими слушателями крестьянского фольклора, когда его исполняют крестьянские певцы.
В песнях и танцах,, старинные они или новые, фольклор раскрывается как искусство живое, богатства которого известны еще далеко не полностью. Его изучение — это путь познания истории своего народа, его духовной культуры.