Фашизм
Фашизм (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне реакционное экстремистское политическое течение, возникшее после первой мировой войны в европейских странах, переживавших период социальной и политической нестабильности.
Характерными для идеологии фашизма являются крайний шовинизм и расизм, нетерпимость к любому инакомыслию, вождизм и милитаризм.
Октябрьская революция в России, мощный размах рабочего и демократического движения в странах Западной Европы, создание 3-го Интернационала вызвали подъем контрреволюционных настроений у влиятельных слоев буржуазии, сделавших ставку на установление открытой террористической диктатуры, полную ликвидацию демократических свобод, разгром профсоюзов и политических организаций рабочего класса, агрессивную внешнюю политику под флагом территориальной экспансии и национальной исключительности.
Наступивший после конца первой мировой войны экономический кризис, обнищание значительной части населения послужили питательной средой для массового распространения фашистской идеологии. Фашизм сумел занять доминирующее положение среди прочих реакционных и шовинистических движений благодаря беззастенчивой социальной демагогии, позволившей устанавливать и поддерживать широкие связи не только с достаточно многочисленными слоями мелких и средних собственников, но и с большими группами трудящихся города и деревни. Антидемократизм и шовинизм привлекали к фашизму многих представителей офицерского корпуса, полиции и государственных служащих. Таким образом, в 20-е гг. складывалась массовая поддержка фашизма, начавшего борьбу за «новый порядок».
Ошибки, допущенные демократическими силами, ожесточенное противоборство коммунистов и социал-демократов (см. Социал-демократия) облегчали фашистам путь к власти. «Поход на Рим», приведший к установлению режима Б. Муссолини, и победа на выборах национал-социалистской партии А. Гитлера качественно изменили соотношение сил демократии и фашизма. В Португалии, Венгрии, Румынии, Испании и раде других стран были установлены режимы, носившие выраженные фашистские черты — крайний антикоммунизм и расизм, тоталитаризм, форсированное развитие государственно-монополистического капитализма, милитаризация экономики, курс на подготовку и развязывание агрессивных войн.
Политика «умиротворения» со стороны европейских держав и США, приведшая к аншлюсу Австрии и расчленению Чехословакии, и крупные внешнеполитические просчеты советского руководства, выразившиеся, в частности, в «пакте о ненападении», не позволили остановить Гитлера, предотвратить вторую мировую войну (см. Мюнхенское соглашение).
Разгром фашистских государств не привел, однако, к полному искоренению фашизма как идеологического и политического течения. Начавшаяся в конце 40-х гг. «холодная война» потребовала от правящих кругов Запада мобилизации всех антикоммунистических сил. Разумеется, общедемократический подъем и всеобщая ненависть к фашизму делали невозможным повторение «классических» форм и методов, поэтому возрождение фашизма проходило в новом обличье — неофашизма. Этот процесс был характерен как для стран, потерпевших поражение во второй мировой войне, так и для держав-победительниц, как, например, США, где подъем маккартизма поставил под вопрос само существование буржуазных свобод.
Активную роль в неофашистском движении 50—60-х гг. играли бывшие военные преступники, скрывшиеся от возмездия в странах Латинской Америки, а также в Испании и Португалии, где сохранились диктаторские режимы, сотрудничавшие с гитлеризмом. Роль координатора выполнял так называемый «Мировой союз национал-социалистов».
В 70-е гг. произошел определенный спад неофашистской волны, что было связано с целым рядом факторов как внутриполитического, так и международного характера. Прежде всего это активизация левых сил, крах режима «черных полковников» в Греции, революция в Португалии (см. Португальская революция 1974 г.), демонтаж франкистской диктатуры в Испании (см. Испанская революция и гражданская война 1931—1939 гг.). Успех «первой разрядки» и подписание Хельсинкских соглашений (см. Хельсинкский процесс) в определенной мере ослабили позиции милитаристских и реваншистских сил, традиционно близких неофашизму. И наконец, переворот в Чили (см. Латиноамериканские революции 20 е.), установление диктатуры военных сыграли мобилизующую роль, вновь показав мировой общественности подлинное лицо реакционных сил.
80-е годы привнесли новые моменты в развитие неофашизма. В условиях относительного экономического благополучия и снижения уровня военного противостояния двух общественно-политических систем происходил быстрый рост влияния крайне правых группировок в таких «спокойных» в этом отношении странах, как Франция и Великобритания. Так, во Франции «национальному фронту» Ле Пена удалось провести своих представителей в парламент, чего не бывало со времен «грязной войны» в Алжире. В Англии неофашисты укрепились в местных органах власти, оказывая в ряде случаев заметное влияние на решения правительства, прежде всего в иммиграционной политике. В ФРГ на смену «неоправдавшей надежд» НДП появилась «республиканская партия», претендовавшая на выражение «подлинно национальных интересов» и сумевшая получить определенную поддержку населения. В Турции боевые отряды «серых волков» осуществляли кампанию террора и насилия против демократических сил, приведшую в конечном счете к установлению военного режима.
Обладая значительной финансовой базой и пользуясь симпатиями в кругах, связанных с военно-промышленным комплексом, и среди репрессивного аппарата, неофашисты пытаются вновь обрести массовую базу. Спекулируя на реальных проблемах и противоречиях современного буржуазного общества, разжигая низменные инстинкты, крайне правые пытаются представить себя «национальной альтернативой» вырождающейся, по их словам, демократии. Крайний шовинизм и расизм, пещерный антикоммунизм продолжают оставаться отличительной чертой неофашизма. Огромное количество печатной продукции, видеокассет, теле- и радиопередач, идущих по частным каналам вещания, призывают к прямому насилию против всех инакомыслящих.
Распространяющаяся дискриминация при устройстве на работу и найме жилья, осквернение культовых зданий и кладбищ, принадлежащих национальным и расовым меньшинствам, прямое насилие и погромы, устраиваемые бандами деклассированных элементов, становятся привычными в ряде стран Западной Европы.
Качественно новая ситуация сложилась в Латинской Америке, где начало 80-х гг. было ознаменовано свержением социалистического правительства С. Альенде, но к началу 90-х гг. практически во всех странах континента произошла трансформация военных и военно-фашистских диктатур в представительные демократии. В основе этого процесса лежат различные факторы, но, учитывая доминирующую роль США в экономике региона, их влияние на вооруженные силы стран Латинской Америки, следует признать особое значение внешнего компонента, эффективность осуществлявшегося США курса в защиту прав человека.
В некоторых районах третьего мира неофашизм проявляется в виде массовых, зачастую облеченных в религиозные одежды движений, ставящих перед собой экспансионистские цели и развязывающих кровопролитные вооруженные конфликты. Классическим образцом «третьемирского» варианта современного неофашизма можно считать режим Хусейна в Ираке, прикрывавший свою преступную сущность потоком социальной демагогии и антиимпериалистических заклинаний.
В странах Восточной Европы и некоторых регионах СССР события конца 1989 г. — начала 1991 г. показали, что и в обществах, где на протяжении десятков лет фашизм считался вне закона, тем не менее сохранились определенные слои и группы, приверженные духу авторитаризма, национальной исключительности и насилия.
Ослабление существовавших жестких властных структур привело к организационному оформлению политических организаций, завуалированно или открыто провозгласивших задачу установления своего рода «нового порядка».
Все это требует непримиримой борьбы с любыми разновидностями фашистской идеологии и практики, объединения на общедемократической платформе всех здоровых сил мирового сообщества.