Фактура
В переводе с латинского «фактура» означает «обработка», «строение». Фактурой называют организацию элементов музыкальной ткани, таких, как мелодия, сопровождающие голоса, выдержанные звуки, созвучия, аккорды, фигурации.
В музыке встречаются различные типы фактуры.
Простейший из них — пение мелодии в унисон или октаву. В музыке IX в. напев часто дублировался в квинту или кварту, позднее — в терцию и сексту (см. Интервал).
В других случаях голоса, поющие или играющие одну мелодию, варьируют ее. При этом интервальное соотношение между ними не остается неизменным: голоса то сходятся в унисон, то расходятся в иные интервалы. Такой тип фактуры называется гетерофонией или подголосочным складом. Он отличается непринужденностью, импровизационной свободой. Этот древнейший тип фактуры сохранился и сейчас. Он очень характерен для русской народной песни — голоса здесь, варьируя друг друга, то расходятся в терцию, то сходятся в унисон. Литовская народная песня обыгрывает интервал секунды. Часто используется гетерофония и в профессиональной музыке, например в творчестве И. Ф. Стравинского.
Когда голоса проводят одну мелодию со сдвигом во времени, как бы подражая друг другу, — это имитационная полифония. Если же одновременно сочетаются разные самостоятельные мелодии, то такой тип фактуры называют разнотемной или контрастной полифонией. Степень контрастности голосов предельна в пьесе «Два еврея — богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, где сначала последовательно, а затем одновременно сочетаются чванливо-надменная и униженно-заискивающая речь социально неравных персонажей. Противоположный пример — нежно и непринужденно развертывающаяся беседа двух духовно родственных голосов в фортепьянной пьесе Р. Шумана «Почему?».
Часто элементы фактуры резко различаются по степени развитости и значимости. Так, на первом плане может звучать богатая и интересная мелодия, а в виде фона — нехитрая фигура сопровождения. В таких случаях говорят о гомофонной фактуре — она типична для простых песен, маршей, танцев.
В современной музыке нередко используется выразительный прием сверхмногоголосия. В сплетении десятков голосов детали неразличимы — воспринимается лишь живая, колышущаяся звуковая масса.
Типы фактуры редко встречаются в чистом виде, чаще они переплетаются, образуя смешанные формы. Например, в начале «Реквиема» В. А. Моцарта голоса объединены в имитационно-полифоническую ткань, а сопровождение — другой слой фактуры. Оно передает ритм медленного траурного шествия, словно пронизанного вздохами.
Выразительные возможности любого типа фактуры неисчерпаемы. Казалось бы, чем может удивить мелодия в сопровождении аккордов? Это самый распространенный тип гомофонной фактуры, знакомый, в частности, каждому гитаристу. Но какого необыкновенного эффекта достигает П. И. Чайковский во вступительной теме 1-го концерта для фортепьяно с оркестром! Ей предшествуют тревожные возгласы валторн, прерываемых резкими ударами всего оркестра. На фоне торжествующе вздымающихся аккордов фортепьяно вступает победная, ликующая и горделивая мелодия, свободная и широкая, как просторы русской земли. Мелодии принадлежит здесь первенствующая роль. Но что бы делала она одна, без сопровождения? Или: подошли бы ей протянутые звучности, мягко обвивающие ее ласковые фигурации? Нет, конечно, образ разрушился бы. Здесь нужны именно эти мерные, сильные удары, заливающие все звуковое пространство. Равномерное аккордовое сопровождение встречается и в вокальной музыке. В глубоких, полных невыразимой скорби романсах «Я не сержусь» Р. Шумана, «Для берегов отчизны дальной» А. П. Бородина сдержанные аккорды концентрируют мысль лирического героя.
Фактура неисчерпаема: каждый, даже самый простой элемент музыкальной ткани может быть исполнен множеством способов. Фактура — интонационно осмысленная ткань музыки — важнейшее средство художественной выразительности.