Утопический социализм
Утопический социализм — идейное течение, возникшее в период становления капиталистических отношений. Своим названием оно обязано книге Т. Мора «Утопия» (1516), описывающей некое государство, где благодаря мудрым законам и отмене частной собственности нет угнетения, лишений, каждый человек совершенен и трудится на общее благо. Преемник античных и средневековых мечтаний о равенстве, утопический социализм отражал стремление народных низов избавиться от нищеты, бесправия, эксплуатации правящим классом. Обличая буржуазный строй, социалисты-утописты пытались разработать принципы такой организации общества, которая навсегда покончила бы с нищетой, любыми проявлениями гнета, неравноправия, пороками и войнами. Неразвитость капиталистических отношений не позволяла отчетливо уяснить закономерности их возникновения и развития. Поэтому рассуждения социалистов-утопистов о способах ликвидации капиталистических порядков и создания идеального общества оставались умозрительными предположениями, в которых тем не менее было немало верных идей. Они полагали, что в правильно устроенном обществе производство будет вестись обдуманно, принося выгоду всем людям; исчезнут классы; каждый человек будет трудиться наравне со всеми, сочетая умственные и физические занятия; будут созданы условия для свободного и гармоничного развития личности; возникнут поселения, соединяющие лучшие стороны городского и сельского образа жизни. Одни из социалистов-утопистов настаивали на обобществлении частной собственности, считая ее главной причиной всех бедствий, и полном имущественном равенстве; другие придерживались принципа распределения по труду, допуская мысль о некотором имущественном неравенстве.
В 16—17 вв., когда буржуазные отношения лишь начинали формироваться, многие мыслители (Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Уинстэнли и другие) верили в возможность установления более совершенных социальных порядков. Утописты, сторонники равенства, изображали «счастливые государства», в которых частная собственность утратила свою власть, нет праздных сословий, никто не обогащается за счет других.
Первые теории утопического социализма появляются в 18 в. Ж. Мелье, Г. Мабли, Морелли и другие, используя философию Просвещения, доказывали «противоестественность» существующего строя и правомерность создания нового, «разумного» общества. Они отстаивали абсолютное имущественное и политическое равенство, уничтожение любых привилегий. Поскольку в их эпоху уровень производительных сил был низким, они считали, что обеспечить каждого человека всем необходимым для жизни можно, только ограничив потребности людей. Поэтому их учения проповедовали аскетизм, уравнительство, «патриархальный» образ жизни.
Великая французская революция 1789—1799 гг. и промышленный переворот сыграли решающую роль в развитии социалистической мысли. К началу 19 в. капиталистическая промышленность превращается в основу экономики, резко обостряется борьба пролетариата и буржуазии. Утопические системы трех непосредственных предшественников марксизма французов А. Сен-Симона, Ш. Фурье и англичанина Р. Оуэна содержали всеобъемлющую критику буржуазной идеологии, морали, права, но прежде всего господства частнособственнических интересов и анархии производства. По их мнению, капитализм задерживал дальнейший прогресс человечества, так как не позволял справедливо и полностью использовать достижения науки, крупного машинного производства, которые в других обстоятельствах могли бы служить всему обществу, создав изобилие, облегчив физический труд. Признавая неизбежность уничтожения капиталистических порядков и установления строя, отвечающего в первую очередь чаяниям трудящихся, они отрицали необходимость революционной борьбы пролетариата, надеясь убедить все классы, включая буржуазию, мирно и согласованно изменить существующее общество.
Хотя в учениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна было много общего, их взгляды на устройство общества имели существенные различия. Клод Анри де Сен-Симон (1760—1825) не настаивал на полном уничтожении классовых различий и частной собственности. По его мнению, главная задача состояла в организации планомерного производства и распределения национальных богатств в соответствии со способностями и трудовым вкладом каждого человека. Государство должно управлять не людьми, а экономикой и обеспечивать гражданам получение образования и занятий, отвечающих их наклонностям и таланту. Руководство обществом возлагалось на самых одаренных ученых, инженеров, предпринимателей, которые разрабатывают планы общественно необходимых работ и следят за их исполнением. Люди, занимающиеся физическим трудом, практически не участвуют в управлении государством, так как это требует незаурядных способностей и знаний, но их материальное положение будет несравненно лучше участи наемных рабочих, эксплуатируемых капиталистом.
Представления Шарля Фурье (1772—1837) и Роберта Оуэна (1771—1858) об идеальном обществе были ближе к традиционным утопическим проектам создания небольших, обособленных поселений. Фаланги Фурье и «сельскохозяйственные и промышленные поселения сотрудничества» Оуэна, призванные стать ячейками грядущего миропорядка, представляли собой самоуправляющиеся поселки-общины с собственными земельными угодьями и всем необходимым для промышленного производства. Общинники обеспечивают себя совместным трудом, чередуя по своему усмотрению различные виды деятельности. Воспитание и обучение, ведущиеся самыми прогрессивными методами, делают каждого человека пригодным для любой квалифицированной работы; их труд значительно облегчают машины. Общины не имеют над собой централизованного государственного аппарата; они сотрудничают друг с другом, обмениваясь продукцией и объединяясь для осуществления каких-либо гражданских проектов. С повсеместным утверждением новых порядков исчезнут раздоры между народами, прекратятся войны и вместо разобщенных, враждующих наций возникнет единое человечество, просвещенное, могущественное и счастливое. В фалангах Фурье каждый человек получал бы вознаграждение сообразно вложенному им труду, капиталу или таланту. Оуэн ратовал за более полное равенство, но учитывающее трудовой вклад каждого общинника. Идеи Сен-Симона, Фурье и особенно Оуэна получили широкое распространение среди рабочих и оказали большое воздействие на многие массовые движения — профсоюзное, кооперативное и т. д. Системы социалистов-утопистов повлияли на современную им духовную культуру, прежде всего на социальные теории, педагогические и экологические идеи, литературу. Последователи Фурье и Оуэна, пытавшиеся осуществить на практике замыслы своих учителей, организовали ряд показательных общин, но потерпели неудачу. Безуспешные попытки реформировать капиталистический строй путем наглядных примеров и увещеваний подводили к выводу, что для проведения социальных преобразований необходимо овладеть политической властью.
В середине 19 в. Т. Дезами, Ж. Пийо, О. Бланки, В. Вейтлинг, восприняв многие идеи великих социалистов-утопистов, вели коммунистическую пропаганду, связывая ее с мыслью о революционном перевороте, подготовленном тайным сообществом. Часть социалистов-утопистов оставалась верна планам ненасильственных преобразований. В России идеи утопического социализма разделяли А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, члены кружка Петрашевского, народовольцы.
Наследие Сен-Симона, Фурье, Оуэна было использовано К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые, признавая социалистов 19 в. своими предшественниками, называли их учения «утопическими», подчеркивая тем самым «научность» собственной доктрины. Борьба, которую вели родоначальники марксизма с теориями утопического социализма, была вызвана не столько идейными разногласиями, сколько желанием занять ведущие позиции среди лидеров рабочего движения. Несмотря на усилия К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников, профсоюзное, кооперативное и некоторые другие массовые движения 19 — начала 20 в. ориентировались на идею мирного преобразования общества, выдвинутую Оуэном, Фурье, Сен-Симоном. Учение социалистов-утопистов оказало также заметное влияние на либеральные и консервативные проекты социальных реформ.