УЧЕНЫЕ И ПЕДАГОГИ, НАСТАВНИКИ ЮННАТОВ
Юннатское движение возникло в первые годы Советской власти. В его организации, становлении, развитии важную роль сыграли замечательные ученые и педагоги, сумевшие передать не одному поколению ребят свои знания, опыт, страстную увлеченность миром живой природы, жажду его познания, любовь и бережное отношение к родной земле.
Одним из организаторов первой в стране станции юных натуралистов был Борис Васильевич Все-святский (р. 1887). Организовать Станцию юных любителей природы предложил ему в 1918 г. председатель Сокольнического Совета рабочих депутатов И. В. Русаков. Всесвятский с радостью взялся за новое дело. По его инициативе при станции была создана школа-интернат, где ребята учились и жили. В школе Всесвятский вел занятия по биологии, знакомил ребят с анатомией и физиологией животных и растений, основами эволюционного учения и селекцией. У своих учеников Борис Васильевич старался воспитывать самостоятельность и инициативу, волю, настойчивость, веру в свои силы. Он научил их трудиться и видеть перспективы своего труда. Б. В. Всесвятский 14 лет был руководителем биостанции и сумел создать замечательный коллектив педагогов.
В послевоенные годы профессор Всесвятский работал в педагогических институтах Москвы, готовя биологов-педагогов. По его учебникам училось не одно поколение советских биологов и педагогов и не только в нашей стране. Эти книги переведены на многие языки мира. За плодотворную многолетнюю педагогическую деятельность Б. В. Всесвятский награжден орденами и медалями, в том числе и высшей наградой страны — орденом Ленина.
Вся жизнь и работа Николая Алексеевича Гладкова (1905 — 1975) была связана с кафедрой биогеографии Московского государственного университета и с его Зоологическим музеем. Здесь на хорах огромного зала, среди штабелей больших коробок с орнитологическими коллекциями, в маленькой комнатке, едва вмещавшей письменный стол, его можно было найти почти всегда. Один из крупнейших орнитологов и зоологов нашей страны, постоянно занятый работой, он всегда приветливо встречал и видного зарубежного ученого, и школьника-натуралиста.
Первые научные работы Н. А. Гладков написал о рыбах, но вскоре он целиком посвятил себя орнитологии, зоогеографии и охране природы. Вместе с Г. П. Дементьевым он был редактором и одним из ведущих авторов шеститомного труда «Птицы Советского Союза» и за эту работу удостоен звания лауреата Государственной премии. Н. А. Гладков был и замечательным популяризатором науки. Он был основным автором и редактором 5-го тома «Жизни животных (Птицы)», автором книги «Тише, птицы на гнездах». Ученый занимался и общественной деятельностью, был вице-президентом Центрального совета Всероссийского общества охраны природы.
Н. А. Гладков сыграл важную роль в развитии юннатского движения. Много лет он был научным консультантом журнала «Юный натуралист», опубликовал здесь немало статей, адресованных ребятам, переписывался с теми, кто изучал биологию. Ученый выступал с лекциями на юннатских станциях, во дворцах пионеров, в школах. Многие биологи обязаны ему выбором профессии.
Николай Иванович Дергунов (1898—1928) — ученый, талантливый педагог — пришел на Центральную биостанцию имени К. А. Тимирязева (тогда Станцию юных любителей природы) двадцатилетним юношей. Страстно влюбленный в природу, он с детства увлекся биологией. Большой знаток птиц, Дергунов стал вести на станции кружок орнитологов. В течение многих лет он проводил воскресные орнитологические экскурсии по Сокольническому парку, на которые собирались юннаты со всей Москвы. Во время наблюдений и практических занятий в кружке у Дергунова возникла идея Дня птиц—весеннего праздника встречи пернатых. Впервые он был проведен на биостанции в 1927 г.
Под руководством Н. И. Дергунова юннаты вели в кружке большую научную работу. Они следили за изменением численности птиц в Сокольниках и, чтобы определить пути их перелетов, места зимовок, начали их кольцевать. Н. И. Дергунов стал одним из первых в стране организаторов кольцевания птиц. К концу 1927 г. юннаты биостанции окольцевали 7,5 тыс. птиц, о которых позже пришли сообщения из различных районов мира. Это имело большое значение для науки.
Исследования кружка Дергунова быстро приобрели известность. В 1921 г. группу юннатов пригласили для орнитологических исследований в заповедник Аскания-Нова. Итоги шестимесячной работы были изложены в большой статье Дергунова «Дикая фауна Аскании» (1924).
Интересы молодого ученого были многогранны. Из кружка орнитологов биостанции выделилась группа звероводов, и руководить ее работой стал Дергунов. Он создал на биостанции первый в нашей стране питомник пушных зверей. Юннаты занимались одомашниванием и разведением в неволе чернобурых лисиц, соболей, песцов и других пушных зверей. Эти исследования были очень важны для народного хозяйства. Разработанные им и его учениками пути развития звероферм, направления и методы работы легли в основу организации промышленных питомников, которые стали создаваться в стране в 20-е гг.
Научные работы Н. И. Дергунова включали много новых, оригинальных идей, которые в дальнейшем были развиты его учениками.
Работа на биостанции, которую Н. И. Дергунов вел в течение 10 лет, принесла огромную пользу и науке, и народному хозяйству страны.
Талантливый учитель, наставник— это, пожалуй, главные черты многогранного таланта Петра Александровича Мантейфеля (1882— 1960). По образованию он был агрономом. Однако долголетняя работа в экспедициях, любовь к природе, вдумчивое изучение животных сделали его уникальным биологом широкого профиля. Его знания природы были поистине необъятны.
Петра Александровича всегда окружала молодежь. К нему ехали за советом и помощью охотоведы и зоологи из самых дальних уголков страны. Он поддерживал постоянную связь со многими научными учреждениями, звероводческими хозяйствами, заповедниками. И множество его идей по охране и приумножению животного мира страны внедрялось в жизнь.
Много лет П. А. Мантейфель работал заместителем директора Московского зоопарка по научной части. Одновременно он руководил кружком юных биологов зоопарка—КЮБЗом и вместе со своими учениками работал над важнейшими народнохозяйственными проблемами. В то время страна остро нуждалась в «мягком золоте» — пушнине. Мантейфель с юннатами зоопарка изучал биологию размножения соболей и впервые в мире получил приплод от ценных зверьков в неволе. Таким образом была открыта дорога к созданию целой отрасли сельского хозяйства— клеточному соболеводству. Замечательно, что к этому большому открытию были причастны юные натуралисты.
Профессор, лауреат Государственной премии П. А. Мантейфель разработал основы новой биологической дисциплины—биотехники. Она позволяет активно обогащать животный мир, увеличивая его видовой состав и численность. Петр Александрович был одним из инициаторов акклиматизации у нас в стране ондатры, нутрии, американской норки, расселения соболя, бобра и других зверей. Многое сделал он и для развития зоопарков страны. И конечно же внес неоценимый вклад в становление юннатского движения. С ним он был тесно связан до последних дней жизни.
Петр Александрович обладал редким даром рассказчика. Он одинаково виртуозно владел мастерством устного и письменного слова. Книги его — «Рассказы натуралиста»,
«Жизнь пушных зверей», «Заметки натуралиста» — полезно прочитать каждому юннату.
Петр Петрович Смолин (1897—1975) более полувека щедро и бескорыстно делился своими знаниями с многочисленными юными питомцами. Всем, кому посчастливилось бывать с ним в лесу, казалось, будто они находятся с добрым сказочным царем Берендеем среди его владений. Этому человеку было известно все о лесных обитателях, начиная от самых крошечных насекомых и кончая птицами, лосями, тиграми. Его энциклопедических знаний хватило бы на дюжину научных трудов по биологии, географии и педагогике.
Удивительно богатой событиями была жизнь этого замечательного человека. В 1914 г. поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Был участником первой мировой войны. В октябре 1917 г. был избран председателем полкового комитета. После революции читал лекции в Академии коммунистического воспитания. В 1922 г. он пришел на Центральную биостанцию имени К. А. Тимирязева, где работал заведующим специализированной школой. На Крайнем Севере он изучал промысловых животных, был сотрудником Крымского заповедника. Эти обширные знания помогали ему, когда он позже работал в Дарвинском музее в качестве научного сотрудника, а затем хранителя музея.
В послевоенные годы П. П. Смолин руководил научной работой известного кружка юных биологов зоопарка (КЮБЗа), а в 50—60-е гг. вел кружок юннатов при Всероссийском обществе охраны природы.
Многие юннаты, занимавшиеся в кружке Смолина, были победителями биологических олимпиад МГУ.
Его ученики всегда делились с любимым учителем своими мыслями, идеями.
Многие советские биологи обязаны Петру Петровичу выбором профессии и своими научными достижениями.