Театр стран Северной Америки

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Театр и драматургия США. Еще в XVII в. миссионеры-проповедники устраивали на территории Северной Америки (в ту пору английской колонии) представления на религиозные темы, между тем как светское искусство (игры, праздничные увеселения) на протяжении десятилетий преследовалось пуританами. (Пуритане — английская протестантская секта, проповедовавшая аскетический образ жизни.) Первый профессиональный американский театр Л. Халлема открылся в 1751 г. в г. Уильямсбурге, на юге страны. В нем ставились пьесы У. Шекспира и английских драматургов его времени.

В середине XIX в. в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Бостоне возникло несколько постоянных театров. На их сценах наряду с гастралерами-англичанами с успехом выступали и американские актеры. Среди них — знаменитый трагик-негр А. Олдридж, прославившийся исполнением роли Отелло и других шекспировских героев, М. Фиск, М. Адаме, артистическая династия Барримор и другие.

Американский театр XIX — начала XX в. следовал исключительно коммерческим законам. Мелодраматические или грубофарсовые зрелища, так нравившиеся рядовой публике, никак нельзя было назвать художественными. Выигрышные роли для «звезд», эффектно-шаблонные ситуации, традиционное изображение положительных и отрицательных героев, примитивная мораль, обязательный счастливый конец и, главное, получение прибылей — вот критерии, которыми руководствовались постановщики.

Подобные комедии и мелодрамы преобладали в репертуаре нескольких нью-йоркских трупп, выступавших на Бродвее. Бродвей стал законодателем театральной моды, проводником буржуазной идеологии еще в прошлом веке и сохранил эти позиции до сих пор. Режиссеры и владельцы театров быстро приспосабливались к менявшемуся духу времени и вкусам публики. Однако на Бродвее ставились не одни лишь второсортные пьесы и развлекательные шоу (пышные, красочные зрелища с музыкой и танцами), но и произведения лучших американских драматургов — Ю. О'Нил а, Т. Уайлдера, позднее — Т. Уильямса, А. Миллера, Э. Олби.

Правда, при их постановке, как правило, сглаживалась острота идейных конфликтов и этим искажалось содержание.

Студии «Провинстаун плейере» и «Вашингтон сквер» возникли почти одновременно — в 1913 и 1914 гг. Их руководители Дж. Кук и Л. Ленгнер ориентировались на опыт современного им европейского театра. Они преклонялись перед реформаторской режиссерской деятельностью К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, немецкого режиссера М. Рейнхардта, но сами не выработали последовательной художественной программы. Едва ли не основной заслугой Дж. Кука было то, что он неожиданно «открыл» молодого драматурга, спустя несколько лет ставшего славой и гордостью не только американского, но и мирового театра, — Юджина О'Нила (1888—1953). О'Нил — драматург огромного трагедийного дарования, тонкий психолог, непримиримый критик хищнического делового преуспеяния, обычно оборачивающегося духовным банкротством. Его пьесы разнообразны как по тематике, так и по форме. История негра Джонса, бежавшего из тюрьмы на один из островов Вест-Индии и возомнившего себя вождем племени, воспроизведена как внутренний монолог героя («Император Джонс», 1920). Столкновение живых человеческих чувств: любви, бескорыстия, самопожертвования — с иссушающей душу страстью к наживе — главная тема «фермерской трагедии» «Любовь под вязами» (1925). Раздумья О'Нила о трудной судьбе художника в США воплотились в новом для американского театра жанре — «драме масок» («Великий бог Браун», 1926). Среди более поздних пьес драматурга видное место заняла философская притча «Продавец льда грядет» (1939), в которой он поставил вопрос о значении «спасительных» иллюзий в жизни человека, находящегося в разладе с действительностью. Но, как бы ни отличались одна от другой пьесы, идея противоборства личности с враждебным ей окружающим миром всегда была ведущей в творчестве О'Нила.

Вслед за О'Нилом получило признание и творчество драматургов Максуэлла Андерсона (1888—1959) и Пола Грина (1894—1979). М. Андерсон стремился наполнить новым, современным содержанием классическую, романтическую трагедию («Громовержцы», 1928; «Ненастье», 1936). Некоторые его пьесы написаны белым стихом. П. Грин вошел в историю американской драматургии как неутомимый новатор: слово, музыка, танец, пантомима были равноправными элементами его Произведений («В лоне Авраамовом», 1926; «Семья Коннолли», 1931).

Своеобразное и яркое дарование драматурга и прозаика Торнтона Уайлдера (1897—1975) далеко не сразу было правильно оценено современниками. В пьесе «Наш городок» (1938) Уайлдер с добродушной насмешкой над мелочными интересами провинциальных обывателей воссоздал быт захолустного городка, незыблемость моральных устоев, по которым жили десятки тысяч американцев. В драме «На волосок от гибели» (1942), прибегнув к условным приемам, он иронически изобразил историю мировой цивилизации.

В 1919 г. на базе «Вашингтон сквер» и двух-трех студий был организован театр «Гилд». В 20—30-е гг. он стал одним из профессиональных внебродвейских коллективов. Буржуазно-либеральные тенденции, присущие «Вашингтон сквер», преобладали и в деятельности «Гилд». Он по праву считался лучшим актерским театром США: на его сцене выступали такие известные мастера, как Кэтрин Корнелл, Линн Фонтэн, Алфрэд Лант, Алла Назимова (ученица Вл. И. Немировича-Данченко, в юности игравшая в МХТ), Фредерик Марч, Кэтрин Хёпберн.

В «Гилд» некоторое время работал режиссер Ли Страсберг (1901 —1982), горячий пропагандист системы К. С. Станиславского. Впоследствии он создал собственную учебную студию. Верный принципам психологического реализма, Страсберг воспитал многих замечательных артистов американского театра и кино, и среди них — Марлона Брандо.

В 30-е гг. США потряс небывалый по силе и глубине экономический кризис, безработица приобрела массовый характер. На волне антибуржуазных настроений этого периода и возник театр «Груп-тиэтр» (1931—1941). Его возглавил молодой режиссер Харолд Клермен (р. 1901), придававший большое значение общественно-политической направленности искусства. Поставленная театром драма К. Одетса «В ожидании Лефти» (1935), по словам Х. Клермена, «первая революционная пьеса Америки» о подготовке забастовки шоферов такси, завоевала в 30-е гг. популярность и сделалась своего рода идеологическим и художественным олицетворением времени. Постановщики «Груп-тиэтра» творчески восприняли традиции существовавшего в 20-е гг. в Европе агитационного театра — спектаклей-монтажей политического театра немецкого режиссера Э. Пискатора, советского театра «Синяя блуза».

На сценах «федеральных театров», созданных в 30-е гг. в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и других городах, ставились спектакли-обозрения, названные «живыми газетами». В них в запоминающейся и выразительной форме подавалась актуальная информация, что и определило их успех у зрителей.

В середине 30-х гг. появились первые пьесы Лил-лиан Хелман (1905—1984) и Уильяма Сарояна (1908—1981). Драме Л. Хелман «Лисички» (1939) — о губительной силе денег, антифашистской пьесе «Стража на Рейне» (1941) свойственны реалистическая точность, мастерство социально-психологического анализа, четкость моральных оценок. Пьесы У. Сарояна «В горах мое сердце» (1939), «Путь вашей жизни» (1940) с их свободной композицией лиричны, полны светлой печали.

В период второй мировой войны многие деятели театра США пересмотрели свои прежние либерально-расплывчатые взгляды. Антифашистскими настроениями проникнуты драмы Р. Шервуда, С. Бермана.

Первое послевоенное десятилетие стало для США временем суровых испытаний. Пропаганда «холодной войны» в отношении СССР и других социалистических государств, преследование писателей, режиссёров, актеров, обвиненных в сочувствии к комм>-низму, содействовали идейному размежеванию художественной интеллигенции США.

В 40—60-е гг. режиссер Элиа Казан (р. 1909) поставил на сценах нью-йоркских театров пьесы выдающегося американского драматурга Теннесси Уильямса (1911 — 1983) «Трамвай „Желание"» (1947), «Кошка на раскаленной крыше» (1955), «Сладкоголосая птица юности» (1959). Постановщик подчеркнул гуманистический смысл этих произведений, несколько приглушив их натуралистические мотивы. Творчество Т. Уильямса сложно и внутренне конфликтно. Его красочный, полный контрастов художественный мир — это, по словам критика Р. Джоунса, «мир хрупкой поэзии, беззащитной человечности и тупой жестокости». Неприятие человеческой агрессивности, воинствующего обывательского невежества позволило Т. Уильямсу создать такие образы, как Стэнли Ковальский («Трамвай „Желание"») или южанин-расист Джейб Торренс («Орфей спускается в ад», 1955). Однако драматург не идеализировал и героев, чьи взгляды он разделял, подчеркивая их надломленность и опустошенность. Социальные и нравственные конфликты, намеченные в пьесах Т. Уильямса, на сцене театра не всегда находили убедительное воплощение.

Произведения другого видного драматурга — Артура Миллера (р. 1915) в противоположность эмоционально насыщенным, прихотливым по настроению драмам Уильямса отличались четкостью анализа и некоторым рационализмом. Среди них — «Смерть коммивояжера» (1949), «Салемские колдуньи» (1953), «Это случилось в Виши» (1965).

В 60-е гг. активизировалось движение внебродвейских театров. Наряду с коллективами, тяготевшими к психологическому реализму («Арена стейдж» в Вашингтоне, режиссеры А. Шнайдер и З. Фичендлер; «Америкэн кэнсерватри тиэтр» в Сан-Франциско, режиссер А. Флетчер), важную роль приобрели модернистские студии типа нью-йоркских «Ливинг тиэтр» (режиссер Дж. Бек), «Ла Мама» (режиссер Э. Стюард). В них нередко отрицалась специфика театрального искусства. Популярны были в те годы «хэппенинги» — импровизированные представления на злободневные, в основном политические темы.

Драматург Эдуард Олби (р. 1928) дебютировал на рубеже 50—60-х гг. В центре внимания Э. Олби — проблемы человеческой разобщенности, жестокости, нашедшие свое отражение в таких пьесах, как «Случай в зоопарке» (1959), «Смерть Бесси Смит» (1960), «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962), «Баллада о невеселом кабачке» (1963), «Все кончено» (1971), «Морской пейзаж» (1975).

К значительным произведениям последних десятилетий относятся пьесы негритянской писательницы Лоррейн Хэнсберри (1930—1965) «Лозунг в окне Сиднея Брустайна» (1965), «Белые» (1966), направленные против расизма, притеснения негров в США; пьеса Дейвида Рейба (р. 1940) «Палки и кости» (1972), гневно осуждающая американскую агрессию во Вьетнаме, и др.

В 70-е — первой половине 80-х гг. в драматургии и театральном искусстве возрождаются реалистические, социально-критические тенденции. Драматурги «новой волны» попытались осмыслить уроки «бурных шестидесятых», крах леворадикальных теорий, оказавших подчас губительное влияние на тех, чья молодость совпала с этой порой («Дети Кеннеди» Р. Пэтрика, 1975). Однако авторам, в чьих пьесах события и факты воссозданы с «магнитофонной точностью», недостает историзма мышления и глубины обобщений. Это ощутимо сказалось в пьесах Д. Мэймета «Американский Буффало» (1975), «В лесах» (1978); М. Кристофера «Бой с тенью» (1975) и др.

Расцвет творчества Артура Копита (р. 1936) пришелся на рубеж 70—80-х гг. Советским зрителям знакома его пьеса-памфлет об угрозе «звездных войн» «Конец света с последующим симпозиумом» (1984).

С середины 70-х гг. постепенно отходят в прошлое постановочные «эксперименты ради эксперимента», что, однако, не свидетельствует о возврате к традиционным театральным формам. На самом деле все обстоит сложнее: лучшее из созданного «левыми» вне-бродвейскими режиссерами стало неотъемлемой частью сложного и динамичного современного реалистического стиля, как бы незримо растворилось в нем. Утратили прежнее непосредственное воздействие спектакли агитационного типа. Даже такие яркие и самобытные зрелища, как постановки театра «Хлеб и куклы» (режиссер П. Шуман) с их плакатной театральностью и приверженностью к «социальным маскам» (эксплуататоров, забастовщиков, латиноамериканских диктаторов, повстанцев и др.), воспринимаются в наши дни как во многом устаревшие, эстетически «задержавшиеся» в 60-х гг.

В последнее десятилетие режиссеры все чаще обращаются к шедеврам мировой драматургии. Так, режиссер А. Сербан в 1977 г. поставил «Вишневый сад» А. П. Чехова в Линкольн-центре, а в Лос-Анджелесе университетская труппа осуществила постановку «Трех сестер» (1979).


Театр и драматургия Канады. Исторически сложившиеся особенности развития Канады не могли не наложить отпечатка на ее искусство, формировавшееся медленно и неравномерно. Основная часть населения страны — выходцы из Англии, Шотландии, Ирландии — говорит на английском языке, тогда как в провинциях Квебек и Аккадия преобладает французский.

На территории англоязычной Канады в XIX— первой половине XX в. росли большие города, но не существовало единого культурного центра. Несхожие между собой ни по экономике, ни по климату, ни по образу жизни провинции страны были разобщены. И в этих провинциях (регионах) сложился свой фольклор, а впоследствии — так называемая региональная драматургия.

В пьесах Г. Ф. Рингвуд (р. 1910) «Разрыв-трава» (1939), «Мрачный урожай» (1939), «Хэтфильд, творец дождя» (1945) и Г. Воадена (р. 1903) «Скалы» (1932), «Холмистая земля» (1934) запечатлен бытовой уклад канадского севера и прерий, психология героев во многом предопределена суровыми природными условиями, изнурительной повседневной борьбой за существование.

В 20—30-х гг. в Канаде насчитывалось чуть более 20 полулюбительских театров. Среди них — «Харт хауз» (в Торонто), «Литл тиэтр» (в Лондоне, провинция Онтарио), «Галифакс тиэтр арт гилд», «Оттава Литл тиэтр», «Калгари Уоркшоп» и франкоязычный «Компаньон де Сен-Лоран» (в Монреале).

В становлении канадского театра велика роль драматурга и общественного деятеля Джона Коултера (1888—1980). По его инициативе с конца 30-х гг. стали ежегодно проводиться фестивали национальной драмы в провинции Онтарио; при его непосредственном участии был преобразован и вскоре превратился в высокопрофессиональный коллектив театр «Харт хауз». В своей трилогии — пьесах «Риль» (1949), «Преступление Луи Риля» (1960), «Суд над Луи Рилем» (1968) — драматург обратился к событиям прошлого Канады. Трилогия Коултера рассказывает о восстаниях 1869 и 1885 гг. метисов и индейцев Канады против посягательств властей на их земли. Руководитель восставших Луи Риль был казнен после подавления восстаний. Художественный стиль драматурга своеобразен — символика и документализм нераздельно слиты и в его трилогии, и в других исторических драмах: «Франсуа Биго: исследование причин падения Квебека» (1978), «Кин из Друри-Лейн» (1980).

В 1953 г. в Стратфорде (провинция Онтарио) состоялся первый фестиваль шекспировских пьес. Впоследствии для шекспировского театра было выстроено специальное здание со зрительным залом на 2000 мест, расположенных амфитеатром и окружающих открытую площадку с трех сторон. Спектакли в нем шли без занавеса и декораций.

50-е годы — время расцвета творчества драматурга, прозаика, критика и публициста Робертсона Дейвиса (р. 1914). К числу его наиболее значительных пьес относятся «Удача, враг мой» (1949), «Король Феникс» (1948), «Главная исповедь» (1958), «Время вопросов» (1975). Дейвиса по праву можно назвать драматургом философского склада. События его пьес развертываются и в древней, языческой Британии, и в Европе конца XVIII в., и в современной Канаде, но драматурга неизменно волнует проблема поиска человеком своего места в жизни.

Англоканадские драматурги М. Кук (р. 1933), Д. Френч (р. 1939), К. Митчелл (р. 1941) значительно осовременили традиционную драматургию. Так, в пьесах Д. Френча «Покидая дом» (1972) и «С полей, недавно» (1973) убедительно и достоверно показано, как изменилась психология людей, оставивших родные края и переселившихся из отдаленных уголков Канады в крупные промышленные города.

Во французских провинциях Канады сильно сказалось влияние католицизма. В XIX в. клерикальная реакция тормозила общекультурное развитие этих регионов, духовенство преследовало театр как «дьявольскую затею». Лишь в первой четверти XX в. стала складываться франкоканадская драматургия. Грасьен Желина (р. 1909) показал себя как бытописатель квебекских предместий и рабочих кварталов. Действие его пьес «Ти-кок» (1948) и «Бузилль и праведники» (1959) происходит в патриархальной среде, почти не затронутой социальными переменами.

Обличая алчность и корыстолюбие общества, драматург идеализировал своих «праведников» — искренне верующих и по-детски наивных людей.

Мишель Трамбле́ (р. 1942), также уроженец Квебека, вошел в драматургию во второй половине 60-х гг. Его пьесы «Кумушки» (1966), «Твоя навсегда, «Мари-Лу» (1970), «Хозанна» (1972) написаны не на литературном французском языке, а на жуале́ — квебекском диалекте с присущими ему простонародными искажениями классических грамматических форм и отдельных слов. И хотя персонажи пьес Трамбле — обыватели с мелкими интересами, его полные горькой иронии драмы проникнуты тоской по осмысленной и одухотворенной жизни.