Театр ФРГ
В Федеративной Республике Германии прогрессивные театральные деятели в первые годы после победы над фашизмом включились в серьезное идейно-художественное противоборство с реакционными тенденциями, с настроениями реваншизма, с новыми проявлениями шовинизма и милитаризма. В творчестве драматургов и режиссеров разных поколений главным стало отношение к фашизму. Для театра ФРГ, как и для всего мирового театрального искусства, большое значение имела так называемая документальная драма 60-х гг., в которой разоблачались гитлеровские приспешники, анализировалась психология палачей и их жертв. Перед человечеством драматурги-документалисты поставили вопрос об ответственности каждого за совершенные фашизмом преступления. Пьесы П. Вайса, Р. Хоххута, Х. Кипхардта вошли в репертуар многих театров мира, ставились и в нашей стране.
За время своего существования театр ФРГ прошел несколько этапов развития, претерпев эволюцию в зависимости от политических событий.
Старшее поколение западногерманских режиссеров — Х. Хильперт, Ф. Кортнер, Г. Грюндгенс, Ю. Фелинг — было тесно связано с традициями периода Веймарской республики (1919—1933). Поэтому в работах этих мастеров заметно развитие передовых театральных идей прошлого в новых условиях. Они ставили преимущественно классику, а Кортнер и Грюндгенс играли еще и главные роли в этих постановках. Цель оставалась постоянной — возродить лучшее в национальном искусстве театра, при помощи классической драматургии решать современные проблемы. В 1958 г. Гамбургский драматический театр во главе с Грюндгенсом гастролировал в СССР. Советские зрители познакомились с одной из самых знаменитых его ролей — Мефистофелем в «Фаусте» Гёте. В игре актера сочетались реалистические и экспрессионистские черты, его художественные и человеческие позиции были противоречивы: вину Германии он понимал как беду, и это вызвало протест прогрессивной, антифашистски настроенной общественности в ФРГ.
Новые разоблачения преступлений фашистов привели к резкому размежеванию общества в ФРГ. В театральном искусстве обострились критические мотивы в отношении и исторической, и современной действительности буржуазного общества, в котором в послевоенные годы многие руководящие посты заняли бывшие нацистские преступники. В стране развернулось массовое движение протеста молодежи и студентов. Дань настроениям протеста против существующих порядков отдали многие драматурги и режиссеры ФРГ; впоследствии, в 70-е и 80-е гг., они по-разному оценивали свое участие в этом движении. Но лучшие работы режиссеров среднего поколения — П. Цадека, К. Паймана, Х. Хольмана — отстаивают свободу личности, критикуют общественные буржуазные институты. Снова при помощи классики, переосмысления пьес Шиллера и Шекспира режиссеры-постановщики бросают вызов буржуазной действительности.
Драматурги-неонатуралисты, и среди них Ф. К. Крец, М. Шперр, в своих пьесах показывали, какие неразрешимые социальные проблемы связаны с безработицей, загрязнением окружающей среды, произволом работодателей. Драматургия неонатуралистов носила реалистический характер, опиралась на передовые национальные традиции.
В начале 80-х гг., в связи с переменой в стране политической обстановки, снова предпринимаются попытки переоценки истории, оправдания милитаризма и реваншизма. Деятели театра не остаются в стороне от сложностей современной жизни. В их спектаклях, как и в драматургии ФРГ (например, в пьесах Б. Штрауса), все отчетливее звучат пессимистические ноты. В развернувшейся борьбе за мир и за предотвращение новой войны прогрессивные драматурги, режиссеры и актеры ФРГ принимают активное участие. Они одни из инициаторов антиракетного движения, маршей мира, противники агрессивных военных блоков.
В борьбе идей, которая происходит на мировой арене, прогрессивный театр ФРГ нашел свое место. Творчество его ведущих мастеров пользуется заслуженным авторитетом; успешно развиваются национальные традиции искусства.
Федеративная Республика Германии развивает культурные связи с нашей страной. В начале 1989 года с большим успехом проходили Дни театра ФРГ в Москве. Москвичи увидели ряд спектаклей по произведениям мировой классики в оригинальной трактовке с позиций сегодняшней действительности. Так, мюнхенский театр «Каммершпиле» показал пьесу «Троил и Крессида» У. Шекспира, гамбургский театр «Талия» — «Клавиго» И. В. Гёте, «Свободная труппа» из Франкфурта-на-Майне — «Пентесилию» Г. фон Клейста. Интересные спектакли были поставлены Баварским государственным театром — «Профессор Бернхарди» А. Шницлера, Гамбургским драматическим театром — «Любовь зла» С. Шеппарда, Драматическим театром из Франкфурта-на-Майне — «Последняя магнитофонная лента» С. Беккета и др.