Стереоскопическое и голографическое кино
Окружающий мир человек воспринимает объемным. Но в обычном кинематографе передать глубину пространства, перспективу, форму объемных предметов, светотени, движение, заслонение одних предметов другими можно лишь в искаженном виде. Создать у зрителя иллюзию объемности изображения позволяют методы стереоскопического и голографического кино.
Метод стереоскопического (от греческого stereos — объемный, пространственный) кино основан на том, что два изображения объекта, видимые левым и правым глазом, сливаются в сознании в единое объемное изображение.
Съемка стереоскопических фильмов производится двумя объективами, укрепленными на съемочном аппарате; на кинопленке фиксируются два кадра (стереопара). При демонстрации фильма изображения стереопары одновременно проецируются на экран. Остается сделать так, чтобы глаза зрителя воспринимали изображения раздельно. Изобретатели кинематографа братья Люмьер пытались делать это при помощи красного и зеленого светофильтров. Но цвета снятых объектов сильно искажались; этот метод оказался неперспективным. Изобретатель М. Арденне предложил разделять изображения с помощью поляризационных очков (стекла пропускают колебания световых волн во взаимно перпендикулярных направлениях; изображения стереопары печатаются на соответственно ориентированной поляроидной пленке). В 1936 г. в Берлине он с успехом продемонстрировал стереоскопический фильм по этой системе.
В нашей стране стереофильмы с использованием поляризационного метода демонстрируются с 1939 г. Стереокинотеатры, созданные в Москве, Санкт‑Петербурге, Киеве, Минске и других городах, пользовались популярностью у зрителей. Система создания и проката стереофильмов «Стерео‑70», разработанная во Всесоюзном научно-исследовательском кино-фотоинституте (НИКФИ), обогатила арсенал кинематографистов новыми средствами художественной выразительности, формирования пространственной композиции кадров. Понятно, что очки создают зрителям неудобства. Советский инженер-изобретатель С. П. Иванов разработал систему безочкового стереоскопического кино, основанную на использовании радикально-растрового экрана, состоящего из 2000 веерообразно расположенных линз. В 1941 г. в Москве открылся кинотеатр, в котором демонстрировался фильм по системе Иванова. Но в ней также имелись недостатки: зритель видел объемное изображение только в одном положении, стоило ему пошевелиться, как эффект пропадал. Система Иванова, как и системы многих других авторов, не получила широкого практического применения из-за сложности конструкции.
Неудобства восприятия мешают широкому применению стереоскопического кино. Голографическое (от греческого hólos — весь, полный и grapho — пишу; метод получения изображения, основанный на интерференции волн) кино лишено этих недостатков. Зритель, не стесняемый никакими приспособлениями, рассматривает воспроизводимые вблизи экрана световые копии объемных предметов.
Первые голографические киносъемки были выполнены американским физиком-изобретателем М. Леманом в 1966 г. Небольшое объемное изображение мог рассматривать один человек.
Впервые экспериментальная система голографического кино была разработана в НИКФИ. В 1976 г. специалисты произвели съемку и проекцию монохромного (одноцветного) голографического изображения на экран шириной 0,8 м. В 1984 г. был снят короткий (около 5 мин) цветной (красно-зеленый) голографический фильм. Были выполнены кинопроекционные установки для 2, 5 и 24 зрителей.
Сегодня стоит задача избавиться от существенного недостатка голографического метода — невозможности запечатлеть сцены, которые нельзя осветить лазерными источниками (например, массовые сцены). Их можно снять стереоскопическим или растровым методом, а полученное изображение затем перевести в голографическое.
Приход в кинематограф объемного изображения, как и появление в прошлом цвета и звука, — это естественное направление развития кинотехники. Оно определяется главной закономерностью развития кинематографии — приближением условий восприятия в кино к естественным условиям восприятия в жизни.