Социалистический реализм в театре и кино
Социалистический реализм — творческий метод советского искусства, подразумевающий правдивое, исторически-конкретное художественное отображение действительности в ее революционном развитии.
Чтобы лучше уяснить сущность этого метода, нужно обратить внимание на смысл каждого из слов в словосочетании «социалистический реализм». Реализм — то же, что правда или творчески воплощенная истина самой жизни. Это достоверное, убедительное, прочувствованное и осмысленное воспроизведение в театре и кино явлений и событий жизни — так, как мы их воспринимаем в реальной жизни, как понимаем их. Слово же «социалистический» означает, что, о чем бы ни рассказывали пьеса, сценарий и поставленные на их основе спектакли и кинофильмы, их создатели осмысливают и оценивают все явления жизни с позиций социализма, во имя его утверждения и развития. Из сочетания реалистического изображения с социалистической идеологией и возникает творческий метод социалистического реализма.
Творческий метод нашего искусства не ограничивается бытовой достоверностью, верностью деталям и подробным описанием обстоятельств действия. Он предполагает многообразие стилей, жанров, художественных форм, творческих индивидуальностей и национальных особенностей. Главное в нем не внешнее правдоподобие (хотя и оно часто необходимо), а глубокая правда характеров, человеческих взаимоотношений, отражение прогрессивной гуманистической идеи, лежащей в основе пьесы, кинофильма, спектакля, воплощение идеала социалистического общества. Поэтому наряду с достоверностью изображения социалистический реализм допускает также условные и символические формы, если они соответствуют правдивому идейному содержанию театральной постановки или киноленты.
Основные эстетические принципы социалистического реализма — правдивость, народность, партийность искусства. На основе правдивого отражения действительности искусство социалистического реализма активно содействует революционному преобразованию жизни, построению нового общества, борьбе за мир, демократию и социализм, формированию нового человека.
Зарождение социалистического реализма связано с появлением на исторической арене рабочего класса, с возникновением марксизма-ленинизма в борьбе трудящихся за революционное преобразование общественной жизни.
Основоположником этого метода в литературе был А. М. Горький (роман «Мать», 1906—1907; пьесы: «Мещане», 1901; «Враги», 1906; и др.).
Определяющее значение в нашей художественной культуре метод социалистического реализма приобрел после Октябрьской революции. Значительных успехов он достиг в 30-х гг., когда был выдвинут и сам этот термин (до этого предлагались такие термины, как «героический реализм», «монументальный реализм», «социальный реализм» и др.). Реалистическая сущность связывает его с лучшими традициями мирового искусства, а социалистический характер развития этих тенденций обусловливает новаторство этого творческого метода. Ему свойственны образная правда и идейная глубина, предполагающие совершенство художественной формы и ее эмоциональную силу.
Большое значение для теории социалистического реализма применительно к театру имеет учение К. С. Станиславского о природе творчества актера, о правде театрального действия, о сверхзадаче спектакля (см. Станиславского система). Успехи социалистического ^реализма в театральном искусстве были связаны с деятельностью лучших советских актеров и режиссеров на протяжении всей истории советского театра. Ярким выражением социалистического реализма в советском театре могут быть такие спектакли, как «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина в Театре имени Евг. Вахтангова (режиссер Р. Н. Симонов), «Сталевары» Г. К. Бокарева в МХАТе (режиссер О. Н. Ефремов) и др.
В советском киноискусстве целый ряд замечательных фильмов служат примером ярких произведений социалистического реализма, и среди них — «Член правительства» (режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), «Коммунист» (режиссер Ю. Я. Райзман), «Председатель» (режиссер А. А. Салтыков) и многие другие.
Для искусства социалистического реализма характерны тесная связь с жизнью, с современностью, отражение закономерного и передового в развитии общества в неповторимых, индивидуализированных образах людей и событий. Реалистическое отражение жизни обретает в нашем искусстве новые черты, связанные с более глубоким и широким охватом действительности, раскрытием многогранных связей личности и общества и, главное, с отражением жизни не только в ее прошлом и настоящем, но и в ее развитии, устремленности к будущему. В этом существо революционной романтики социалистического реализма, его исторического оптимизма.
Для искусства социалистического реализма характерен тип героя — созидателя, активного борца за совершенствование общественной жизни.
Вместе с тем это искусство, показывая недостатки, негативные тенденции, противоречия действительности, помогает народу в его борьбе за построение и укрепление нового общества, за мир и сотрудничество между народами. В страстном утверждении нового, передового, в гневном отрицании антигуманистических идеалов, в определенности идейно-эстетической позиции художника выражается гражданский пафос, коммунистическая партийность его искусства.
Искусство социалистического реализма нашло проявление в творчестве художников социалистических стран, а также в творчестве выдающихся прогрессивных художников капиталистического мира.