Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953)
На Украине, недалеко от города Донецка, есть скромное село Красное (бывшая Сонцовка), где родился и провел свое детство замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Его мать отлично играла на рояле и с четырех-пяти лет приобщила талантливого мальчика к серьезной музыке. Дарование маленького Прокофьева, написавшего в 9 лет свою первую оперу — «Великан», уже тогда заинтересовало С. И. Танеева, по просьбе которого Р. М. Глиэр стал его первым педагогом по композиции. В 13-летнем возрасте Сережа поступил в Петербургскую консерваторию, где его наставниками были Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, Н. Н. Черепнин, А. Н. Есипова. Прокофьев обучался по трем специальностям — композитора, пианиста и дирижера. По окончании был удостоен почетной премии имени А. Г. Рубинштейна. Уже в те далекие предреволюционные годы музыка композитора поражала свежестью, динамичностью, вызывала бурные споры. Одно за другим появлялись его сочинения: 1-й и 2-й концерты для фортепьяно, вокальная сказка «Гадкий утенок», по Х. К. Андерсену, оркестровая «Скифская сюита», «Классическая симфония», ряд замечательных фортепьянных миниатюр. Горячими поклонниками искусства Прокофьева были А. М. Горький и В. В. Маяковский (шутя прозвавший его «председателем земного шара от секции музыки»).
Несколько лет Прокофьев провел за рубежом, главным образом во Франции. В эти годы с успехом прозвучали некоторые сочинения, созданные еще в Петрограде: опера «Игрок» (1916), по Ф. М. Достоевскому, «скомороший» балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915) — по русским народным сказкам Пермской губернии, 1-й скрипичный концерт (1917). По заказу руководителя «Русских сезонов» С. П. Дягилева были написаны балеты «Стальной скок» (1925), «Блудный сын» (1928), поставленные с участием видных русских артистов. В декабре 1932 г. Прокофьев окончательно возвратился на Родину.
Последние 20 лег жизни композитора наполнены напряженнейшим трудом. Он пишет музыку для театра и кино. Всемирную славу завоевала великолепная музыка к историко-патриотическому фильму С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Среди сочинений Прокофьева, ставших советской музыкальной классикой, — балеты «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), опера «Семен Котко» (1939), комическая опера «Обручение в монастыре» (1940), фортепьянные, скрипичные сонаты, концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели, кантаты и песни. В 1936 г. Прокофьев пишет симфоническую сказку для детей «Петя и волк».
В годы Великой Отечественной войны усиливается патриотическая направленность его творчества: о непобедимости великой России, о ее героической воинской славе повествуют монументальная опера Прокофьева «Война и мир» (1941 —1943), музыка к фильму «Иван Грозный», 5-я, 6-я симфонии. В сочинениях последних лет своей жизни Прокофьев стремится к большей ясности, простоте художественных образов. Это — оратория «На страже мира», балет «Сказ о каменном цветке» (оба — в 1950), опера «Повесть о настоящем человеке» (1948), 7-я симфония, посвященная советской молодежи (1952). В 1952 г. композитор осуществил 2-ю редакцию оперы «Война и мир».
Прокофьев — лауреат Государственных премий СССР, народный артист РСФСР. Первым из музыкантов он был отмечен Ленинской премией (посмертно). «Я придерживаюсь того убеждения, — писал Прокофьев, — что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу».