Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943)
Сергей Васильевич Рахманинов — композитор, пианист, дирижер — принадлежит к поколению русских музыкантов, работавших в конце XIX — первой половине XX в. В его музыке сливаются традиции, идущие от П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки», особенно А. П., Бородина. Лиризм, открытое выражение прямых и сильных чувств соединяются в ней с величавыми эпическими образами. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины.
Рахманинов окончил Московскую консерваторию как пианист в 1891 г. (по классу А. И. Зилоти), как композитор (ученик С. И. Танеева и А. С. Аренского) в 1892 г., получив большую золотую медаль. Его дипломная работа — опера «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы») заслужила одобрение Чайковского. В 90-е гг. началась продолжавшаяся до конца жизни исполнительская деятельность Рахманинова, ставшего одним из величайших пианистов мира. Он был также выдающимся оперным и симфоническим дирижером.
В творчестве Рахманинова особое место занимает фортепьянная музыка — 24 прелюдии, 6 музыкальных моментов, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепьяно с оркестром и другие сочинения. Широк диапазон выраженных в них чувств и состояний — от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии до диез минор, написанной еще в юности, сочетаются характерные в дальнейшем для Рахманинова могучая колокольность и стремительное бурное движение. Близкие образы развиты в знаменитом 2-м концерте, (1901). Разлив певучих, по-русски широких мелодий, стихия деятельного ритма, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку концерта.
Со стихами многих русских поэтов связаны прекрасные романсы композитора (их более 80). Среди них — полный страстного чувства пушкинский «Не пой, красавица, при мне», кипящие радостью тютчевские «Весенние воды» и др. Постепенно в музыке Рахманинова усиливаются трагические настроения. Это ощутимо в операх «Франческа да Римини» (по «Божественной комедии» Данте, 1904) и «Скупой рыцарь» (по Пушкину, 1904), в 3-м концерте для фортепьяно с оркестром, симфонической поэме «Остров мертвых» и др. Глубоким трагизмом отмечены поздние сочинения, написанные за границей: «Рапсодия на темы Паганини» для фортепьяно с оркестром (1934), 3-я симфония (1936), «Симфонические танцы» (1940).
Композитор тяжело переживал отрыв от родной земли (он уехал из России в декабре 1917 г.). Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов С. В. Рахманинов передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Смерть помешала ему вернуться на Родину.