СИМВОЛИЗМ, раздел «Художник»

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Символизм — направление в европейском и американском искусстве последней трети XIX— начала XX в. Основой художественного творчества символистов был образ-символ, многозначное иносказательное выражение скрытого смысла произведения. Смысл этот, как правило, заключается для символистов в отражении неких мистических, таинственных сил, якобы правящих миром, смутных и недостижимых идеалов. Индивидуалистическое по своей сути искусство символизма в какой-то мере отразило неприятие буржуазной действительности, предчувствие мировых социально-исторических потрясений. Поэтому символизм привлек внимание в определенный период многих крупных художников, чьи символические образы стали воплощением гуманистических идеалов и свободолюбивых порывов. Символизм в изобразительном искусстве сформировался в 1860—1880 гг. в живописи француза Пюви де Шаванна и в творчестве немецких «неоидеалистов» — живописцев Х. фон Маре, А. Фейербаха, скульптора А. Хильдебрандта, искавших некую вневременную «чистую» красоту образов таинственного идеального мира. Открыто противопоставили свое творчество реальному миру символисты последних десятилетий XIX — начала XX в. — живописцы Г. Моро и О. Редон во Франции, Ф. фон Штук и М. Клингер в Германии, А. Бёклин в Швейцарии, графики О. Бёрдсли в Англии, Ф. Ропс в Бельгии, создавшие полуфантастические композиции, проникнутые мистическими на строениями.

Предвосхищением экспрессионизма как особого направления в искусстве стали заостренные, гротескные образы-символы в живописи бельгийца Д. Энсора и норвежца Э. Мунка, отразившие страх перед уродством и бесчеловечностью буржуазной действительности.

Символизм, выросший из позднего романтизма, внес богатый мир романтической символики в стиль модерн. Эта символика использовалась художниками в их попытках создавать цельные художественные ансамбли, «очаги красоты». Особую роль сыграли здесь живописцы П. Гоген, М. Дени во Франции, Г. Климт в Австрии, Ф. Ходлер в Швейцарии, литовский живописец М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, худож ники «Мира искусства» в России. В их творчестве отразились поиски особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл.