Русский театр
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество — обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления («Ленок», «А мы просо сеяли...»). В них зарождались элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение (см. Русская драматургия). Параллельное народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Жизнеутверждающее творчество скоморохов, или, как их называли, «веселых людей», было враждебно официальной идеологии: их представления насыщены вольнолюбивыми, бунтарскими, сатирическими мотивами. Комические сценки, театрализованные песни, пляски, игра на различных инструментах, «медвежья комедия» — вот репертуар скоморохов, выражавший мироощущение, психологию, интересы и вкусы простых людей. В XVII в. их искусство достигает расцвета и носит явно антифеодальный характер.
Не случайно церковь и правительство ведут против «потешников» постоянную борьбу. По царским указам 1648 г. «скоморохи со всякими бесовскими игрищами» подлежали наказанию и ссылке. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра.
В 70—80-е гг. XVII в. формируется школьный театр. Его организаторами были преподаватели духовных академий Москвы, Киева, а актерами — учащиеся. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий (1629— 1680). В XVIII в. драматургия школьного театра, сохраняя связь с библейскими сюжетами и образами, аллегорический характер, отражала и политические события современности, например военные победы России, успехи преобразований Петра I. Так, в пьесе «Владимир» Феофан Прокопович (1681—1736) делает попытку создать историческую драму. В спектакли школьного театра включались и интермедии комичекого, а порой и сатирического характера, требовавшие от актеров иной манеры исполнения, близкой к традициям народного театра.
В 1672 г. в Москве при дворе царя Алексея Михайловича был создан первый придворный театр, открывшийся спектаклем «Артаксерксово действо». Основу актерской труппы составляли иностранцы, живущие в Москве; входили в нее и русские юноши из мещан. Просуществовал театр недолго, но имел существенное значение для отечественной театральной культуры, ибо это был первый опыт на пути создания государственного профессионального театра. Новая попытка утвердить в России национальный театр связана с именем Петра I. «Прорубив окно в Европу», укрепив престиж и значение Русского государства, Петр видел насущную проблему в повышении культурного уровня страны. Искусство, и в частности театр, было призвано пропагандировать и отстаивать общественные, политические идеи и преобразования Петра I. Однако публичный, общедоступный государственный театр начала XVIII в. не смог стать общественным и культурным центром страны, так как был оторван от русской жизни (труппа И. Х. Кунста играла свой репертуар на немецком языке). В 30—50-е гг. в крупных городах России получило распространение искусство «охочих комедиантов». В этих любительских театрах, куда входили мелкие чиновники, учащиеся, грамотные ремесленники, солдаты, развивались традиции народного творчества, зарождались кадры будущих актеров профессионального русского театра. Наиболее известен ярославский театр «охочих комедиантов» под руководством Федора Григорьевича Волкова (1729—1763). Труппа Волкова давала регулярные спектакли, что требовало постоянного актерского состава; играла наряду с духовными комедиями Димитрия Ростовского первые пьесы М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, ставшие основой репертуара будущего профессионального театра. В 1756 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны был учрежден в Петербурге первый государственный русский театр (Александринский, см. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина). Его ядром стала ярославская труппа Ф. Г. Волкова, которого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра». Организатор и художественный руководитель театра, выдающийся актер, Волков был разносторонне одаренным человеком, широко образованным общественным деятелем своего времени. Актёр-гуманист, актёр-гражданин, он утверждал общественное значение русского театрального искусства.
С первых дней перед молодым театром встала ответственная задача: осмыслив отечественные традиции и опыт западной культуры, создать глубоко национальный и творческий организм, способный к дальнейшему развитию и совершенствованию. Русская почва породила свой вариант классицизма, в недрах которого и сформировался профессиональный театр, ставший проводником дворянской идеологии. Просвещенная монархия и тираноборчество, активное строительство государства и воспитание гражданина, служение долгу, интересам общества — вот темы и проблемы, звучавшие со сцены в трагедиях Сумарокова и Я. Б. Княжнина. Выдвинутые в середине XVIII в. идеи самобытности отечественной культуры, художественной самостоятельности на долгие годы станут ведущими в искусстве и эстетике, они же послужат фундаментом для строительства русского театра.
Своеобразие культурной и общественно-политической эволюции России во многом предопределило пути и характер развития театра. Повышенная социальная чуткость, отзывчивость на существенные процессы жизни, попытка решения сложных философских, религиозных, этических проблем сделали отечественный театр одним из самых активных идеологических центров культуры. На сцене решались «вопросы самой жизни». Не случайно поэтому видные деятели русского искусства называли театр «парламентом», «кафедрой», «воспитателем поколения», «училищем масс». Играя заметную роль в духовной жизни страны, театр требовал внимательного к себе отношения. С одной стороны, многие общественные, политические деятели России писали для театра и о театре; выдающиеся публицисты и литераторы становились профессиональными театральными критиками; крупнейшие русские писатели создавали отечественный репертуар. С другой стороны, театр всегда находился под контролем и «надзором» государства: запрещались пьесы, отменялись спектакли, корректировался репертуар, театральная журналистика подвергалась строжайшей цензуре и т. д. Противоборство этих сил оказывало влияние на театральное дело в России.
Русский классицизм XVIII в. быстро сдавал позиции, сентиментализм вступал в свои права. Лучшие русские актеры этого времени: Волков, Я. Д. Шумский, И. А. Дмитревский — разрывали рамки канонической эстетики. Уже в 60-е гг. в драматургии появляются слезные комедии В. И. Лукина и М. М. Хераскова, мещанская драма; в 70-е — комическая опера, а позднее — знаменитые сатирические комедии Д. И. Фонвизина и В. В. Капниста, разрушавшие строгие каноны классицизма. Любовь к слову, образность и емкость литературного языка, идейная насыщенность драматических произведений — вот лучшие уроки той эпохи.
Первая четверть XIX в. была, по выражению советского театроведа П. А. Маркова, «юностью» русской послепетровской культуры, «эпохой перелома, временем расчета с XVIII веком и подготовкой нового века русского искусства». Постепенно отечественная культура становится фактором общеевропейского значения. Потрясения конца «века минувшего» (Великая французская революция 1789—1799 гг., Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 1773—1775 гг.) оказали серьезное влияние на дальнейшую общественную жизнь страны. Интенсивный рост национального самосознания, подъем патриотических чувств, связанный с Отечественной войной 1812 г., восстание декабристов 1825 г. во многом определили глубинные поиски в области русской культуры первой четверти XIX в. Борьба стилей, манер, направлений в искусстве характерна для этого периода развития русского искусства, который исследователи называют «преромантическим». К этому времени относятся сценическая деятельность прославленных актеров Е. С. Семеновой и А. С. Яковлева, а также первые шаги на театральном поприще П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина. Трагедии В. А. Озерова, комедии И. А. Крылова, Н. И. Хмельницкого, А. А. Шаховского, А. И. Писарева заняли полноправное место в репертуаре русского театра. В 1824 г. открылся Малый театр в Москве, ставший впоследствии общероссийским культурным центром.
В середине 20-х гг. появляются эстетические манифесты русских романтиков. Романтизм как художественное направление вступает в полосу интенсивного развития.
В эти же годы начинает формироваться реализм в театральном искусстве. «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Борис Годунов» Л. С. Пушкина — это не только принципиально новаторские произведения литературы, но и пьесы, призванные совершить реформу отечественной театральной культуры.
Однако театр не был готов к этой реформе. Поражение декабристов ознаменовало начало «николаевской эпохи», времени наступления реакции в России, ставшего тяжелым испытанием для русского сценического искусства. Николай I лично «руководил» театральным процессом, был цензором пьес, стремясь влиять на формирование общественного сознания зрителей. Водевили и мелодрамы, псевдоромантические и псевдопатриотические пьесы Н. В. Кукольника и Н. А. Полевого составляли основу репертуара; театр превратился в подмостки для представлений низкопробных драматических произведений.
В эти сложные для театра годы лишь одним корифеям русской сцены — Мочалову, М. С. Щепкину, А. Е. Мартынову удавалось говорить о судьбе своего поколения, о трагедиях и идеалах современников. Личность актера становилась определяющей в театральном спектакле. Мочалов был «колоссальным» представителем русского романтизма, великим трагическим актером, возвысившим мелодраму до трагического звучания. Щепкин начал реформу актерского искусства в России. Его творчество было выражением психологического театра перевоплощения и переживания, первым этапом в развитии сценического реализма, его историческая заслуга заключалась в создании актерской отечественной школы. Неистовая борьба Белинского и молодого литературного критика А. А. Григорьева с рутиной, бездуховностью и безыдейностью в театре, гениальные пьесы Н. В. Гоголя, начало творчества А. Н. Островского стали залогом постепенного выхода театра из кризисного состояния.
50-е годы XIX в. знаменуют собой новый этап в развитии драматического искусства, утверждении сценического реализма. Вслед за Островским в театр пришли А. Ф. Писемский, А. К. Толстой, Л. А. Мей, А. В. Сухово-Кобылин, М. Е. Салтыков-Щедрин. Русская драматургия вышла на широкую дорогу великой литературы. С появлением новой, аналитической драмы в театре окончилась эпоха «чисто артистическая». Подлинно художественный спектакль создавала уже не игра одного актера, даже гениального, а ансамбль исполнителей. Аналитическая драма требовала от актера глубокого изучения роли, углубления социально-психологической характеристики образа. Новая драма была призвана уничтожить ложь, фальшь, рутину в актерском исполнении и заменить их простотой, правдой и искренностью творящего актера. Среди первых и лучших были такие крупнейшие художники сцены, как П. М. Садовский (см. Садовские), С. В. Васильев, В. В. Стрельская, П. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин, И. Ф. Горбунов и другие.
60-е годы ознаменованы началом социально-экономических реформ, общественным подъемом, вызванным развитием освободительного движения, деятельностью Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, возглавивших передовые, прогрессивные силы России в борьбе за освобождение народа. Капитализация всех государственных систем воздействовала и на театральное искусство. Все настойчивее звучали голоса деятелей русской культуры, критиков, драматургов, актеров, требовавших свободы театра, отмены государственной монополии, уничтожения зависимости театра от чиновничьего аппарата.
Делаются попытки создать частные театры. Появляется «Артистический кружок» (1865—1883), которым руководил Островский и где впервые проявилось дарование О. О. Садовской и М. П. Садовского; в 1872 г. в Москве был открыт Народный театр на Политехнической выставке, где с успехом выступали крупнейшие русские провинциальные актеры П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, Н. Х. Рыбаков и другие. Эти театральные коллективы ставили подлинно художественные современные пьесы, русскую и зарубежную классику. В 1882 г. правительство было вынуждено отменить монополию государственных театров. Возникают новые частные театры. В Москве — театр Корша (1882), в котором была собрана сильная актерская труппа. Здесь в разное время играли П. Н. Орленев, В. Н. Давыдов, А. А. Остужев, И. М. Москвин. «Общество искусства и литературы» создает в 1888 г. молодой К. С. Станиславский. В Петербурге в 1895 г. открывается так называемый Суворинский театр. Значительное место в репертуаре этого театра занимали пьесы западных и русских современных драматургов, на его сцене выступали П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. Б. Яворская, Е. Н. Рощина-Инсарова. В 90-е гг. рождаются новые творческие коллективы в провинции: антрепризы Н, Н. Соловцова в Киеве, К. Н. Незлобина в Вильне, Н. Н. Синельникова в Ростове-на-Дону, Н. И. Собольщикова-Самарина в Нижнем Новгороде. В 1897 г. проходит первый съезд Русского театрального общества (РТО), организованного по инициативе М. Г. Савиной (см. Творческие союзы театральных деятелей).
Последняя четверть XIX в. выявила диалектику развития русского сценического искусства. Наличие очень крупных актерских индивидуальностей: М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Садовская, А. П. Ленский, А. И. Южин — в Москве; К. А. Варламов, Давыдов, Савина — в Петербурге; Стрепетова, М. Т. Иванов-Козельский, В. Н. Андреев-Бурлак, Орленев — в провинции. Развитие и углубление в актерском искусстве метода психологического реализма. Попытка синтеза трагического, страстного романтизма Мочалова и глубокой реалистической правды Щепкина, Садовского. Знаменем этого периода стало творчество великой Ермоловой, возродившей традиции «героического театра». Произведения .У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго, Г. Э. Лессинга, Лопе де Вега, Г. Ибсена, лучшие пьесы отечественных авторов ставятся на сцене той поры. Но, к сожалению, подлинно художественные произведения потонули в потоке ремесленных поделок; засилье мелкотемья, фарсовой развлекательности, мелодраматичности способствовало утверждению в актерском искусстве дурной театральной условности и штампов. Вследствие этого образовался существенный разрыв в художественном уровне между ведущими мастерами сцены и рядовыми актерами. Отсутствие подлинной ' режиссуры, а порой и актерского ансамбля, неприспособленность театра к сценической реализации новой, нарождающейся драматургии, низкий уровень постановочной культуры свидетельствовали о том, что перед русским театром встала необходимость решения принципиальных художественных задач для дальнейшего творческого развития.
На рубеже XIX—XX вв. возник новый тип театра — режиссерский. Московский Художественный театр (МХТ), открывшийся в 1898 г., начал новую эпоху драматического искусства в России. Театр возглавили выдающиеся реформаторы сцены — К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.Их творческая программа была «революционной», начиная с организации театрального дела и кончая коренными изменениями репертуара и системы актерского искусства. Пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Л. Н. Толстого, Ибсена, К. Гамсуна, М. Метерлинка стали предметом серьезного исследования в Художественном театре. Цель и смысл актерского творчества Станиславский и Немирович-Данченко видели в «создании жизни человеческого духа». В эти годы формируется целая плеяда замечательных артистов нового типа — И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева и другие (см. Московский Художественный академический театр имени М. Горького).
Именно Станиславский и Немирович-Данченко дали подлинную сценическую жизнь чеховской драматургии. После того как в 1896 г. постановка пьесы «Чайка» в Александринском театре была плохо принята публикой, это навсегда могло бы оттолкнуть Чехова от театра. Но на сцене Художественного театра «Чайка» обрела свое настоящее звучание. Пьесы Чехова в постановке МХТ стали значительными событиями в культурной жизни русского общества.
Идеи, связанные с нарастанием революционного подъема в России, звучали на сцене Художественного театра в постановках пьес Горького «Мещане» и «На дне», осуществленных в 1900-е гг.
Начало XX в. было периодом крупнейших достижений русской художественной культуры. И вместе с тем обнаружились серьезные противоречия — этические и эстетические — в творчестве многих ведущих деятелей искусства. Обострение социально-политической ситуации, изменения в общественной жизни явились отчасти причиной возникновения разнообразных эстетических течений, художественных концепций и театральных теорий. Для искусства этого времени характерны условность и натурализм; модернизм и академизм; отрицание театра и попытки создания символистского театра (см. Символизм); возрождение театра марионеток; появление многочисленных студий (см. Студии театральные). Репертуар тех лет представляет собой крайне сложную и пеструю картину. С одной стороны — Шекспир, Ж. Б. Мольер, Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ибсен, Чехов, Горький, с другой — В. А. Рышков, М. П. Арцыбашев, Ю. Д. Беляев, чьи пьесы были лишены значительных идей, обращены к обывателю и мещанину, рассчитаны на вкусы нетребовательного зрителя. МХТ увлекается символизмом, здесь ставятся пьесы Л. Н. Андреева, М. Метерлинка. Тяготеющий к условному театру В. Э. Мейерхольд работает вместе с актрисой психологического направления в искусстве В. Ф. Комиссаржевской, ставит спектакли в Александринском театре.
В этот период в создании театральных постановок участвуют крупнейшие русские художники — Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, А. Я. Головин и другие. В творческом содружестве с талантливыми режиссерами они утверждали на русской сцене высокую культуру декорационного искусства (см. Сценография). Для этого времени характерно расширение сферы художественных исканий в области теории режиссуры. Обращается особое внимание на создание атмосферы спектакля и образное освоение пространства, познание смысла формы, ритма, пластики. И вместе с тем важной остается проблема выявления идеи произведения, раскрытия «истины страстей», тончайших движений человеческой души.
Новаторство, поиск, эксперимент — характерные черты искусства наиболее значительных театральных деятелей предреволюционных лет. Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд каждый по-своему искали новые средства сценической выразительности. Само время требовало от режиссеров принципиально иного осмысления построения и оформления спектаклей. В эти годы начинается режиссерская деятельность А. Я. Таирова, организовавшего в 1914 г. Камерный театр. В 1-й Студии МХТ складывается театральная судьба Е. Б. Вахтангова и М. А. Чехова, их сценические опыты расширили и обогатили средства современного театра.
Художественные открытия предреволюционной поры в области сценической культуры дали корни театру будущего (см. Театр советского периода).