Русские писатели о книге и чтении
Что значит чтение в жизни писателя, прекрасно выразили многие русские классики. «Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, — писал Н. В. Гоголь, — потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних».
Он же делился с С. П. Шевыревым своими книжными горестями в письме из Дюссельдорфа: «Иногда мне бывает так нужна какая‑нибудь книга, которую именно требует душа и которая, к сожалению, часто русская, что если бы какой‑нибудь плут узнал мою нужду и представил её в ту же минуту, он бы мог взять у меня в обмен половину экземпляров моих сочинений…»
А. И. Герцен, задаваясь после окончания университета в 1833 г. вопросом «Что же я буду делать?», отвечал: «Вначале читать, читать, гулять, гулять…» А оказавшись в ссылке, писал из Владимира: «надобно теперь запастись на год дровами, огурцами, идеями и книгами», объясняя чуть позднее: «…одно из мощнейших средств для нас чтение». Поэт И. С. Никитин мечтательно восклицал: «Ах, если бы сутки состояли из 48 часов, — сколько бы можно было прочитать хорошего!»
«Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты», — сообщал из Ясной Поляны Л. Н. Толстой.
«Я думаю, — предполагал А. П. Чехов, — что если бы мне прожить еще 40 лет и во все эти сорок лет читать, читать и читать и учиться писать талантливо, т. е. коротко, то через 40 лет я выпалил бы во всех вас из такой большой пушки, что задрожали бы небеса».