Русская музыка XVIII — начала XX в.
XVIII век был временем больших преобразований в России. Реформы Петра I, направленные на развитие и укрепление государства, способствовали расцвету светского, нецерковного искусства.
Повсюду широко распространяются новые формы музицирования и новые жанры. По указу Петра I были созданы духовые оркестры, которые играли на торжественных парадах и празднествах. В честь побед русского оружия звучали хоровые песни — «приветственные», или «виватные», канты. Любовные канты в сопровождении арфы, гитары, клавесина пели в любительских домашних концертах. На ассамблеях во дворце танцевали аллеманду, менуэт, сарабанду, гавот — танцы, пришедшие из-за границы. В усадьбах помещиков создавались крепостные театры и оркестры. Особой популярностью пользовались роговые оркестры. Они состояли из охотничьих рогов разной величины, самые длинные лежали на специальной подставке. Каждый инструмент издавал только один звук, поэтому для исполнения даже самой простой пьесы требовалось около 50 музыкантов. Однако эти оркестры играли довольно сложные произведения. Замечательная красота звучания рогового оркестра пленяла всех, кто его слышал.
Русские композиторы постепенно освоили жанры, выработанные западноевропейским искусством. Их музыка не стала подражательной: они стремились опереться на национальные традиции русской культуры и в европейские формы вложить свое содержание.
Главный жанр XVIII в. — комическая опера. Тексты для опер создавали известные драматурги — А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, А. О. Аблесимов, И. А. Крылов. Первые оперы представляли собой чередование разговорных диалогов и песенных номеров. Образцом для многих народно-бытовых опер конца XVIII в. послужила песенная опера Михаила Матвеевича Соколовского (гг. рожд. и смерти неизв.) «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779). Веселый и хитрый Мельник одурачивал простодушных героев, выманивал у них деньги и содействовал общему благополучию, выступая в роли свата. Комедийное действие было тесно связано с сатирой. В операх Василия Алексеевича Пашкевича (ок. 1742—1797) метко высмеивался старый скряга-ростовщик («Скупой», ок. 1782), обличался жестокий самодур-помещик, пытавшийся разлучить влюбленных крестьян («Несчастье от кареты», 1779). Злая проделка пройдохи Фильки Пролазы, пытающегося подсунуть в рекруты вместо себя ямщика, раскрывалась в опере Евстигнея Ипатовича Фомина (1761 — 1800) «Ямщики на подставе» (1787).
Высоким достижением явилась также мелодрама Фомина «Орфей и Эвридика» (1792), музыкальный язык которой близок произведениям В. А. Моцарта, К. В. Глюка и других европейских композиторов. В пламенной, страстной и трагической музыке Фомин передал протест Орфея против слепой воли судьбы и подчеркнул мысль о великой силе искусства и любви.
Самым универсальным композитором своего времени стал Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825). Он—классик хоровой музыки, ему принадлежат 35 концертов для 4-голосного смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, патриотическая хоровая песня «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского. Бортнянский — автор 3 опер, сонат для фортепьяно, инструментальных ансамблей («Концертная симфония»).
В области инструментальной музыки выделяется творчество Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747—1804), который был не только талантливым композитором, но и скрипачом, альтистом, гитаристом. Он создал 50 циклов вариаций на русские песни, сонаты (для скрипки, 2 скрипок, скрипки с басом). В вариациях на народные темы Хандошкин свободно трактует народную мелодию, обогащает ее, раскрывает образное содержание. Его вариации — развернутые концертные пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой.
Выдающимся мастером хорового концерта был Максим Созонтович Березовский (1745— 1777).
Пашкевич, Березовский, Фомин, Бортнянский, Хандошкин — первые представители национальной композиторской школы, формирование которой было главным итогом развития русской музыки XVIII в.
В 1-й трети XIX в. жизнь русского общества во многом определялась двумя событиями: Отечественной войной 1812 г. и освободительным движением декабристов. Они способствовали усилению свободолюбивых устремлений, росту горячего патриотизма. В искусстве повышается интерес к историческим и героическим темам. Народ слагает песни о М. И. Кутузове, Композитор С. А. Дегтярев сочиняет патриотическую ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811). В музыкальном театре сюжетами дивертисментов — представлений с элементами оперы, балета, пантомимы — становятся картины: уход молодых воинов на борьбу с врагом и возвращение их с победой.
Самым значительным представителем романтизма в русской музыке был Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862). Его лучшая опера—«Аскольдова могила» (1835), сочетающая реальные события из истории Древней Руси с фантастическими эпизодами. Разнообразный мир лирических настроений раскрывается в жанре бытового романса, достигающего расцвета в творчестве А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева. Основоположником русской классической музыки по праву считается М. И. Глинка. Он поднял русскую музыку до уровня высоких достижений мирового музыкального искусства, и сравнить Глинку можно с А. С. Пушкиным — родоначальником новой русской литературы. Глинка отразил в своих произведениях величие России, ее героической истории и эпоса. Он глубже своих предшественников и современников понял особенности русской народной песни, раскрыл ее своеобразие и самобытную красоту. Понимание народности сложилось у Глинки под влиянием идей декабристов, оказавших воздействие на выработку общего мировоззрения и эстетических принципов композитора. 27 ноября 1836 г. — день постановки «Ивана Сусанина» — считается днем рождения русской классической оперы. Вместе со всем демократическим Петербургом ее приветствовал Пушкин. Отныне, как написал тогда В. Ф. Одоевский, начинается в искусстве «новый период: период русской музыки».
Младшим современником Глинки, его другом и последователем был А. С. Даргомыжский, которого М. П. Мусоргский назвал «великим учителем музыкальной правды». Тема социального неравенства, лежащая в основе «Русалки» (1855), звучит также в песнях и романсах композитора; Даргомыжский сумел передать в музыке душевные переживания простого человека, интонации живой человеческой речи. Творчество Глинки и Даргомыжского составило первый этап в истории русской классической музыки.
Новый этап начался в 60-е гг. Это было время огромного общественного подъема в России. Отмена крепостного права, реформы 1860-х гг. вызвали рост освободительного движения в стране. Молодые художники испытывали влияние идей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена — идей служения народу, борьбы за его права.
Музыкальная жизнь России заметно демократизировалась. Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Более широкой и массовой становится аудитория. В этих условиях, как никогда раньше, нужны были певцы, инструменталисты, педагоги. Ведь в России до 60-х гг. не существовало ни одного специального музыкального учебного заведения. Много сил и энергии делу музыкального образования отдал Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) —великий пианист; композитор, дирижер. По его инициативе в 1859 г. в Петербурге открылось Русское музыкальное общество (РМО) и музыкальные классы при нем, а в 1862 г. — первая русская консерватория. Тогда же была организована М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным Бесплатная музыкальная школа, ставившая своей целью распространение музыкального образования среди широких кругов населения — студентов, ремесленников, служащих и др. Ее концерты стали центром пропаганды русской и западноевропейской музыки. В 1866 г. открылась консерватория в Москве. Ее основателем и директором стал брат А. Г. Рубинштейна — Н. Г. Рубинштейн. Позднее сеть отделений РМО возникает и в других городах России.
В работах А. Н. Серова, В. В. Стасова, Одоевского, Г. А. Лароша формируются основные принципы русской музыкальной критики.
В 60-е гг. за решительное обновление русской музыки выступают композиторы «Могучей кучки» во главе с Балакиревым. Они утверждают в своем творчестве мысль о необходимости служения народу и правде жизни. «Кучкисты» много внимания уделяли исторической опере, считая, что через события прошлого можно лучше понять и передать настоящее. М. П. Мусоргский в опере «Борис Годунов» показал непримиримость противоречий между народом и царской властью, Н. А. Римский-Корсаков в «Псковитянке» воспел псковскую вольницу, а А. П. Бородин в «Князе Игоре» — борьбу против иноземных завоевателей.
Любовь к народному искусству, родной природе, понимание тончайших движений человеческой души отражались в операх на сказочные сюжеты, программных симфонических сочинениях, романсах.
Художественный расцвет русской музыки в это время связан также с именем П. И. Чайковского. Его гениальный дар проявился прежде всего в отражении внутреннего мира человека, который Чайковский раскрывает в жанре лирико-психологической оперы («Евгений Онегин»), в новаторских балетах, в симфониях и симфонических поэмах, квартетах и романсах.
В 80—90-е гг., когда творчество многих крупнейших композиторов достигает высокой зрелости и появляются такие шедевры, как «Пиковая дама» и 6-я («Патетическая») симфония Чайковского, «Снегурочка», «Царская невеста» и «Шехеразада» Римского-Корсакова, выдвигается новое поколение композиторов. Его наиболее видные представители — А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. С. Аренский, В. С. Калинников, М. М. Ипполитов-Иванов. Хотя молодые композиторы были верны заветам своих старших товарищей, но круг ведущих образов, идей и жанров у них был несколько иной. Опера в их творчестве утрачивает главенствующее значение, многие из них отдают предпочтение камерной музыке, большое внимание уделяют вопросам профессиональной техники и мастерства.
Ощутимый вклад в развитие русского искусства внесли Танеев и Лядов. Сергей Иванович Танеев (1856—1915) —композитор, ученый, пианист, выдающийся педагог, которого его ученик С. В. Рахманинов назвал «вершиной музыкальной Москвы». Музыка его серьезна и возвышенна, полна философских раздумий, размышлений о мире и человеке, истине. Многие сочинения Танеева (опера «Орестея», 1894; симфонии, квартеты, хоры, кантаты) утверждают веру в добро и человеческий разум. Танееву, замечательному мастеру полифонии, принадлежит научно-теоретический труд, над которым он работал около 17 лет, — «Подвижной контрапункт строгого письма».
Анатолий Константинович Лядов (1855— 1914) прославился симфоническими миниатюрами — небольшими пьесами для оркестра («Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Восемь русских народных песен»). Они отличаются необыкновенной тонкостью, отточенностью музыкального языка, красочностью и особой поэзией, близкой русскому народному творчеству.
Конец XIX — начало XX в. ознаменовались огромными историческими сдвигами. Россия становится центром революционного движения, во главе которого встал пролетариат, руководимый партией большевиков. Прямым откликом на революцию 1905 г. стали оркестровые пьесы на темы русских народных песен — «Дубинушка» (Римский-Корсаков) и «Эй, ухнем!» (Глазунов). С острой сатирой на самодержавие выступает Римский-Корсаков в последних операх — «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок». Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем получил в рабочей революционной песне, которая стала могучим средством сплочения масс и повлияла на все последующее развитие музыкальной культуры. Повсюду зазвучали боевые, полные жизнеутверждающей силы песни «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», («Слезами залит мир безбрежный»), «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны». Тогда же был переведен на русский язык «Интернационал». Русский текст «Варшавянки» («Вихри враждебные веют над нами») написал близкий друг и соратник В. И. Ленина Г. М. Кржижановский. В этих песнях во весь голос прозвучал призыв к социалистической революции, воплотилась непреклонная решимость и вера в победу нового поколения борцов.
Общественный подъем нашел опосредованное отражение в произведениях А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова.
В начале XX в. на горизонте русского искусства вспыхнули еще два ярчайших таланта — И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев. В «Весне священной» Стравинского и «Скифской сюите» Прокофьева четкой ритмической энергией, динамикой, стихийной бунтарской силой заявила о себе поступь нового века.
В предоктябрьское десятилетие начался творческий путь Н. #. Мясковского, Р. М. Глиэра, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, которые вместе с другими композиторами передали новой, социалистической культуре традиции русской музыкальной классики (см. Многонациональная музыка советского периода).