Российское дворянство

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Слово «дворянин» появилось в летописях XIII в. Первоначально оно означало людей, находящихся на службе при дворе князя. В самых ранних новгородских текстах «дворяне» заменяют такие понятия, как «мужи» и «дружина», откуда можно утверждать, что изначально к ним причислялись не все люди, находившиеся на службе при великокняжеском дворе, а лишь приближенные к князю лица, его советники, дружина. В XIII в. в тех же новгородских летописях появляется и термин «божий дворянин» применительно к рядовым рыцарям Ливонского ордена. Очевидно, в своем исходном значении дворянин — это воин, дружинник из привилегированного сословия, находящийся на службе при дворе более знатного феодала, князя.

Слово «дворянин» в новгородских летописях сначала относится к окружению великих князей, с которыми новгородцы воевали, т. е. определяет структуру, чуждую Новгороду, где не было правящей династии (см. Новгородская феодальная республика). Во владимиро-суздальских, ростовских летописях того же времени вместо слова «дворянин» в таких же текстах употребляются слова «бояре» и «слуги». Там, где были правящие князья и их дворы, лиц, служивших при дворе, называли словами, точно обозначавшими их службу, а значит, и место в системе великокняжеского двора. Это бояре, окольничие, тысяцкие, воеводы, наместники, оружничие, стольники и другие. В документах, вышедших из канцелярии великих князей, слово «дворянин» появляется позже.

В конце XV в. складывается Государев двор. Его составляют люди, находившиеся на службе у московского великого князя, затем царя. Состав этого двора в Москве разнообразен: князья и бояре, казначеи и печатники, постельничие, ловчие, сокольники. В середине XVI в. к ним прибавляются думные дворяне и думные дьяки. Это те рядовые представители Государева двора, которые привлекались для работы в высшем государственном органе — Боярской думе. Иван Грозный хотел таким образом расширить узкосословный состав Думы за счет своих неродовитых любимцев. Но все остальные категории лиц, служивших при дворе царя, назывались по своей конкретной должности. Естественно, думный дворянин мог быть постельничим, оружничим по своей придворной службе.

Рядовые члены Государева двора до конца XVI в. назывались «детьми боярскими»: московские служили в столице, городовые — в других городах.

В более широком смысле, обозначавшем принадлежность к привилегированному классу, а не только к Государеву двору, слово «дворянин» употребляется с конца XVI в.: оно заменяет понятие «дети боярские». В это время различаются «московские дворяне», преимущественно лица Государева двора, и «городовые дворяне» — вчерашние «дети боярские» из разных городов. Одновременно расширяется состав войска: в нем появляются отряды стрельцов и казаков, не всегда принадлежавших к правящему классу служилых землевладельцев. Слово «дворянин» в данном случае выделяет вчерашних детей боярских из других сословий.

В XVII в. слово «дворянин» имеет более широкий смысл: есть «выборные дворяне» — часть провинциальных землевладельцев, участвовавшая в официальных церемониях. «Московские дворяне» — это все тот же Государев двор; «ратные дворяне» — дворяне, несущие воинскую службу по городам. С середины XVII в. появляется и слово «дворянство». Основным средством существования для дворян все это время оставались доходы с их земельных владений. Члены Государева двора получали доходы от выполнения обязанностей государственного управления.

Изменение понятия «дворянин» на протяжении нескольких веков отражает принцип формирования правящего класса Русского государства. До конца XV в. фактически существовали дворы великих и удельных князей; лишь с XVI в. начался активный процесс образования дворянства как единого правящего класса России. Верхушкой его был Государев двор, состоявший в основном из двора московских великих князей. В XVI в. прямой путь для продвижения по службе у московских «детей боярских» — воинское дело и придворная служба; для провинциальных — служба в государственных учреждениях, приказах. Она требовала грамотности, умения хорошо излагать мысли, часто знания иностранных языков, законов. И в начале XVII в. после избрания на царство новой династии Романовых в разоренной Москве появляется в старых и вновь создававшихся государственных учреждениях — приказах большое число незнатных чиновников из провинции. Служба в административном аппарате давала возможность через определенное время возглавить приказ, стать думным дьяком. Уже во второй половине XVII в. Государев двор во многом состоял из сыновей вчерашних провинциальных дворян, дьяков, начинавших свою карьеру с придворной службы, так же как в XVI в. это делали сыновья московских бояр и «детей боярских».

Впервые сословная структура российского дворянства, а также правила приема в него были определены в Табели о рангах, изданной Петром I в 1722 г. (см. Чины, звания, титулы в дореволюционной России). Основой жизни дворянства была государственная служба, преимущественно военная. Табель установила 14 рангов (классов). Самые низшие чины гражданского ведомства набирались из непривилегированных сословий, но, дослужившись до определенного чина, они могли получить дворянство. В XVIII—XIX вв. этот ранг все поднимался, и стать дворянином было непросто. Табель о рангах впервые в истории России определяла условия, необходимые для принятия в правящий класс.

При Петре I появились дворянские титулы — «граф» и «барон», которые император мог пожаловать за службу или особые заслуги. До этого существовал лишь княжеский титул, который по праву рождения принадлежал семьям, ведущим начало от Рюрика или Гедимина — князей, с чьими именами связывалось происхождение древних династий (см. Династия Рюриковичей).

К концу XVIII в. появился еще ряд законов, дававших право на дворянство лицам, имевшим ученые звания, обладавшим значительным капиталом (последним через звание «потомственного гражданина»). Подобные законы делали государственную службу привлекательной для лиц недворянского происхождения, расширяли ряды чиновников и младших офицеров.

Указ о вольности дворянства 1762 г. освободил правящий класс от необходимости служить государству (см. Политика «просвещенного абсолютизма»). К концу XVIII в. меняется и корпоративная структура дворянства: на смену родовому принципу приходит территориально-корпоративный. Дворяне каждой губернии России составляют единую общность — губернское дворянство, которое собирается на губернские собрания, выбирает предводителя и правление. В XIX в. появляется тип столичного барина, провинциального помещика, который нигде не служит, занимается собственным хозяйством. К концу века многие из них стали заводчиками, предпринимателями, занимались культурной деятельностью в земстве, ученых губернских комиссиях.