Романтизм, раздел «Художник»

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Романтизм — это идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII— первой половины XIX в. Одна из характерных черт этого периода — разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и в буржуазном прогрессе. Эти настроения отразились в новом художественном движении. В основе романтического идеала — духовно-творческая свобода, культ сильных страстей и порывов, интерес к национальной культуре и фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам, к народам, чуждым буржуазной цивилизации. Характерная черта романтического мировосприятия — мучительный разлад идеала и действительности.

В пластических искусствах романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике. Наиболее последовательная школа романтического искусства сложилась во Франции (живописцы Т. Жерико, Э. Делакруа, Ж. Мишель, скульпторы Ф. Рюд, А. Л. Бари). Обращаясь к необычным, драматически острым ситуациям, в том числе к темам революционной борьбы, к историческому прошлому и героическим легендам, к экзотике Востока, к образам Данте, Шекспира, Байрона, Сервантеса, Гёте, французские романтики находили образы для своих произведений в людях с сильным, страстным характером, изображали их в моменты напряжения духовных сил. Характерный мотив их творчества — близость человека к природным стихиям и к народной жизни. Борясь с нормами классицизма, романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.

В Германии и Австрии романтизм проявился в других формах: здесь преобладали элегические интонации, тоска по утраченному идеалу целостной личности, ее единству с природой, сильны были мистические и религиозно-патриархальные настроения, идеализация средневековой старины. Произведения «назарейцев» отличает стилизация, подражание живописи раннего итальянского и немецкого Возрождения (Ф. Овербек, П. Корнелиус). В живописи Й. А. Коха, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридриха повышенный интерес к индивидуальному, неповторимому, к сильным душевным переживаниям сочетался с острым ощущением природы, тягой к слиянию с ней. В творчестве англичан И. Г. Фюсли, У. Блейка, У. Тёрнера, американца А. П. Райдера сильнее проявились черты романтической фантастики, вымысла, окрашенного мистическими настроениями. Позднее участники английского «братства прерафаэлитов» (приверженцев искусства дорафаэлевского периода) эти настроения отразили в произведениях, стилизованных в духе итальянской живописи XV в. (Д. Г. Россетти).

В России черты романтической страстности, обостренный интерес к личности, ее духовной жизни проявились в произведениях О. А. Кипренского, А. О. Орловского, К. Я. Брюллова; романтизм повлиял на пейзажную живопись С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, И. К. Айвазовского, на творчество А. А. Иванова, П. А. Федотова, Н. Н. Ге.