Рококо
Название этого стилевого направления в европейском искусстве первой половины XVIII в. происходит от французского слова, означающего «узор из камней и раковин». Искусство рококо было завершением и поздней, наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Но в нем появились и совершенно новые черты. Для рококо характерен уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов. В декоративных композициях господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм, в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, маски, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамлениях, зеркала причудливых очертаний, воздушная легкость, изысканность, асимметрия. В целом для произведений стиля рококо характерны светлые тона, отказ от строгой тектоники и прямых линий. Скульптура и живопись рококо изящны, декоративны, но неглубоки; архитектура (особенно интерьеры особняков) отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем планировки. Особенно успешно развивалось декоративное искусство, проникнутое духом комфорта и внимания к личному удобству. Рококо возникло и получило развитие во Франции, где были созданы лучшие интерьеры этого стиля. В Германии и Италии элементы рококо проявляются в украшении интерьеров и фасадов зданий, хотя основой архитектурного стиля оставалось барокко. В России в постройках стиля барокко и раннего классицизма (В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский, А. Ринальди) золоченые завитки рококо были излюбленным узором интерьеров, а часто и фасадов зданий. Наибольшее распространение рококо получило в резьбе, лепке, керамике, ювелирных изделиях, мебели, металлической утвари, декоративной живописи, скульптуре и графике. Особенно знамениты посуда и мелкая пластика фарфоровых заводов в Севре (Франция), Мейсене (Германия), Вене, Петербурге (Императорский фарфоровый завод).