Рене Клер (1898—1981)
Замечательного кинорежиссера Рене Клера соотечественники не случайно прозвали «самым французским кинематографистом Франции». Его считают преемником традиций театра Бомарше, классического водевиля Мариво и Лабиша, режиссером, перенесшим на экран дух произведений Дидро и Вольтера. Образ Парижа, запечатленный в его фильмах (узкие улочки, городские окраины, пение на мостовой и двое влюбленных, вопреки всему обретающие друг друга), стал кинематографическим символом изящества и тонкости французского стиля. Интерес к реализму, к социальной проблематике сочетается в творчестве Клера с изысканностью формы.
Клер вошел в кинематограф в 20-е гг., вначале в качестве актера, затем как кинокритик и режиссер. Ему всегда было свойственно стремление осмыслить и обобщить свой опыт постановщика фильмов. Впоследствии статьи Клера вошли в две его книги — «Размышления о киноискусстве» и «Кино: вчера, сегодня, завтра», переведенные в нашей стране. Выдвинутое им еще в юности определение кинематографа как искусства, основанного на движении и ритме, надолго осталось его творческим кредо. Сложные движения камеры, динамическая смена углов съемки и ритмическая выстроенность киноповествования отличают его первые фильмы: «Париж уснул» (1923), «Антракт» (1924) и др. В движение включаются и персонажи, вводя в ленты Клера распространенные в раннем кино мотивы погони, преследования или бегства. Будь то поиск соломенной шляпки, из-за которой чуть-чуть не срывается свадьба («Соломенная шляпка» по Э. Лабишу, 1927), или гонка за выигрышным лотерейным билетом («Миллион», 1931), или побег из тюрьмы («Свободу нам!», 1932) — мобильность героев всякий раз как бы сообщает динамический заряд действию фильмов, определяет их сюжет и жанр. Этот принцип оправдывает обращение режиссера к наследию излюбленной им водевильной традиции, позволяет вводить в фильмы массу нелепых и смешных положений, в которые попадают герои. Законы водевильного жанра обусловливают счастливый конец, определенную условность ситуаций, несколько схематизированную систему персонажей, стилизованных под театральные марионетки.
Однако легкая, развлекательная форма отнюдь не подменяет в фильмах Клера его глубокого интереса к насущным проблемам действительности. В картине «Свободу нам!», как и во многих других своих лентах, режиссер протестует против власти денег, алчности и бездушия накопителей; в фильме «Последний миллиардер» (1934) он одним из первых среди французских кинематографистов показывает в остросатирической форме опасность нарождающегося фашизма. Не проходит Клер и мимо чисто художественных проблем, в частности проблемы звукового решения фильма, особенно актуальной в начале 30-х гг. К числу шедевров раннего звукового кино относится, например, его картина «Под крышами Парижа» (1930).
В середине 30-х гг. Р. Клер по предложению английского режиссера и продюсера А. Корды отправился в Англию для работы над фильмами «Призрак едет на Запад» (1935) и «Ошеломляйте новостями» (1938). В 1940—1946 гг. в США он поставил еще ряд фильмов, но они были менее значительны, чем его прежние работы.
Вернувшись во Францию, режиссер как бы обретает второе дыхание. Среди его наиболее интересных работ этого периода — фильм «Молчание — золото» (1947), в котором Клер с сожалением и любовью вспоминает о немом кино, и своеобразный вариант легенды о Фаусте — «Красота дьявола» (1949), здесь режиссер ставит вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, предоставленными наукой в его распоряжение?
Советские зрители полюбили кинокартину «Большие маневры» (1955), в которой роли главных героя и героини исполнили талантливые и обаятельные французские актеры Ж. Филип и М. Морган. Фильм «Порт де Лила» (1957, на наших экранах шел под названием «На окраине Парижа») продолжает тему поэтизации жизни «маленьких людей», вытесненных буржуазным обществом. В киноленте «Всё золото мира» (1961) высмеиваются бездушные дельцы, не пропускающие ни малейшей возможности наживы.
Чуткость к проблемам современной жизни — отличительная черта творчества выдающегося французского кинематографиста. В 1960 г. вклад Рене Клера в развитие национальной культуры получил высокую оценку — режиссер был избран во Французскую академию.