Рассказ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Рассказ — повествовательный, прозаический жанр с установкой на малый объем текста и на единство художественного события.

Эти признаки рассказа отличают его от повести. Дело не в количестве страниц (оно может колебаться в известных пределах), а в том, что автор рассказа стремится построить повествование кратчайшим способом. Возьмем, к примеру, рассказ А. П. Чехова «Ионыч»: фабульных событий здесь не меньше, чем, скажем, в повестях «Три года» или «Моя жизнь». А изложены они предельно компактно — с целью сосредоточить внимание читателя на едином художественном событии — духовном падении доктора Старцева. Единство события — это и единство мысли, которая за ним стоит. Рассказ требует прочтения «в один присест»: для правильного его восприятия необходимо еще и единство впечатления.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: это рассказ (в более узком значении термина) и новелла. И. В. Гёте, например, специально написал произведение, озаглавленное просто «Новелла». И, по свидетельству И. П. Эккермана (автора книги «Разговор с Гёте»), признавался, что хотел дать образец именно новеллы («неслыханного происшествия») в отличие от рассказа.

Граница между двумя разновидностями «малого жанра» подвижна, иные произведения сочетают в себе черты «рассказовые» и «новеллистические», но два противоположных полюса внутри жанра существуют, и представление о них помогает нам глубже и правильнее понимать конкретные рассказы.

Новелла отличается остротой конфликта, драматизмом сюжета, нередко завершается неожиданным финалом: таковы многие произведения Дж. Боккаччо и Ф. Саккетти в Италии, Маргариты Наваррской во Франции, романтиков Э. Т. А. Гофмана, Э. А. По, П. Мериме. Примечательно, что многие новеллистические фабулы находили применение в драматургии. Так, У. Шекспир в трагедии «Отелло» воспользовался историей, рассказанной итальянским новеллистом Дж. Джиральди Чинтио, а сюжет «Ромео и Джульетты» был подсказан одной из новелл М. Банделло. У современного швейцарского писателя Ф. Дюрренматта есть новелла «Авария» и пьеса «Авария» — с одними и теми же героями и событиями.

Драматизм действия сочетается в новелле с драматизмом движения авторской мысли, острота конфликта — с наличием в произведении взаимоисключающих точек зрения на событие. Так, в новелле Гофмана «Песочный человек» сознательно стерта граница между реальными событиями и их преломлением в воображении героя. В новеллистических по природе произведениях А. С. Пушкина «Выстрел», «Станционный смотритель» на первый план выходит не внешний, а внутренний драматизм противоречий между личностями: Сильвио и графом, Самсоном Выриным и его дочерью Дуней.

Иначе развиваются и сюжет, и мысль в рассказе (в узком значении термина). Здесь через единство события рисуется сила вечных законов жизни. Например, в рассказе Чехова «Студент» вообще нет таких событий, которые можно было бы пересказать. Герой его в совершенно обыденной ситуации вдруг переживает сильнейшее ощущение связи времен, единства всех людей, бесконечности бытия, и это лирическое ощущение передается читателю.

Мир предстает перед нами и в драматических противоречиях, и в лирической целостности. Следовательно, новелла и рассказ два равноправных, взаимодополняющих способа изображения жизненных событий, две разновидности единого жанра.