РЕСТАВРАЦИЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Слово «реставрация» в переводе с латинского языка означает «восстановление». Реставрация не только возвращает жизнь замечательным памятникам культуры, но также позволяет подробно изучить художественные и технологические приемы мастеров различных школ, установить, когда и кем было создано то или иное произведение, выяснить причины его разрушения.

Главная задача реставратора — остановить разрушение памятника искусства, вернуть Прекрасным творениям прошлого их первозданную красоту. В прежние времена к картинам, предметам прикладного искусства и даже к зданиям относились как к вещам, которые можно подновить, переделать по своему вкусу. Ни владельцы произведений, ни первые реставраторы не отдавали себе отчета в том, что перед ними художественно-исторические документы определенной эпохи и они не имеют права изменять их. Реставраторы произвольно меняли форму произведений, нередко удаляли лак с верхними слоями живописи, покрывали картины цветными лаками и, наконец, безжалостно записывали их, при этом слои позднейших записей нередко полностью скрывали авторскую живопись. Поэтому основной принцип современной реставрации — неприкосновенность и сохранность авторского произведения. В реставрационных организациях при музеях, в специальных мастерских и лабораториях рядом с художниками-реставраторами работают специалисты самых разных отраслей науки: истории искусства, химии, биологии, языкознания, археологии.

Перед реставрацией произведения искусства проходят длительный цикл исследований. Специалисты тщательно изучают сохранность памятника, историю его создания и хранения, проводят визуальные и лабораторные осмотры. В лабораториях делают анализы грунта и красочного слоя, выясняют состав пигментов и связующего. Много интересных данных получают при исследовании в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Затем реставрационный совет принимает окончательное решение о методах восстановления произведения. Ход работ тщательно документируется.

Реставрация памятников архитектуры начинается с изучения их физического состояния и причин разрушения. По архивным документам и планам составляют проект реставрации памятника, который позволяет реконструировать здание, удалить поздние пристройки, искажающие внешний вид, восстановить утраченные части. Если состояние памятника и документы о нем не позволяют спроектировать какую-нибудь часть здания, оно восстанавливается по аналогии с другими сооружениями того же времени. Под руководством архитекторов-реставраторов высококвалифицированные каменщики, опытные плотники и столяры, специалисты по металлу, инженеры восстанавливают старинные здания, дворцы, храмы, возвращают им потерянную прочность. Такие работы ведутся в нашей стране повсеместно. Одним из ярких примеров может служить реставрация памятников белокаменной Москвы XV в. — собора Андроникова монастыря, Успенского собора в Кремле. Благодаря труду реставраторов восстановлены памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде, Самарканде и других городах.

Реставрация произведений монументальной живописи связана с архитектурой, в основном это восстановление наружных и внутренних настенных росписей, выполненных в различных техниках (фреска, мозаика, темпера, масляная живопись). Как правило, работа ведется прямо на стене. Стоя на лесах, реставраторы укрепляют настенную живопись, чтобы она не осыпалась, расчищают ее от загрязнений и записей. Иногда им приходится работать на очень большой высоте. Но бывают случаи, когда настенная живопись не может храниться в прежних условиях. Росписи участками снимают со стены и монтируют фрагментами. Благодаря самоотверженному труду архитекторов и монументалистов-реставраторов были восстановлены дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине, варварски уничтоженные фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Реставрация произведений прикладного искусства объединяет специалистов разного профиля. Это объясняется тем, что к ним попадают предметы, сделанные из самых различных материалов: металла, стекла, камня, фарфора, кости, дерева, кожи, ткани и т. д. Реставраторы произведений прикладного искусства восстанавливают старинные украшения, мебель, костюмы, посуду, скульптуру и многое другое.

Реставрация графики связана с произведениями, выполненными на бумаге. Это могут быть карандашные рисунки, живописные акварельные или пастельные работы, старинные гравюры, книги и документы. Реставраторы-графики бережно расправляют рваные, мятые, грязные листы бумаги, очищают их от пыли, ржавчины, различных пятен и возвращают им первоначальный облик.

В реставрации станковой темперной живописи работа ведется в основном с древними иконами. Они написаны яичной темперой на дереве. Древнерусские живописцы наклеивали на деревянные доски ткань — паволоку и наносили меловой грунт — левкас, законченное произведение покрывали олифой. Со временем деформируется и разрушается деревянная основа, темнеет покровная пленка, и настолько сильно, что бывает трудно различить изображение. Раньше такие потемневшие иконы чаще всего не освобождали от покровной пленки, как это делают современные реставраторы, а прописывали сверху красками — поновляли. На некоторых иконах встречаются многочисленные слои разновременных записей. Так, известная икона «Владимирская богоматерь», выполненная в начале XII в., поновлялась в XIII, XV, XVI вв. и позднее. Это выяснилось в процессе удаления записей. Нередко более поздние слои живописи также представляли собой немалую ценность, но, чтобы добраться до первоначального слоя, приходилось уничтожать все остальные. Долгое время искали способ разделения слоев, чтобы сохранить каждый из них в отдельности. Не так давно был разработан метод расслоения темперной живописи, он дает возможность целиком отделять верхний слой и наклеивать его на новую основу.

Реставрация станковой масляной живописи — восстановление картин, написанных масляными красками. Основой для масляной живописи кроме холста могут служить самые различные материалы: дерево, бумага, картон, металлы, стекло, камень. Они имеют свою специфику, требуют особого подхода при реставрации. Кроме того, масляные краски в отличие, например, от темперных менее прочные и могут раствориться под действием разбавителей, которыми удаляют лак или запись. Поэтому освобождать картину от позднейших записей и лакового покрытия надо крайне осторожно и бережно, чтобы не повредить авторскую живопись.

Самоотверженный труд советских реставраторов сохранил многие уникальные произведения искусства. Это Московский Кремль, храм Василия Блаженного, новгородская «София», дворцы Ленинграда и его пригородов, прекрасные картины, в том числе и шедевры Дрезденской картинной галереи, древнерусские иконы, монументальные росписи.