Пётр I и реформы первой четверти XVIII в.
«Отец Отечества, Петр Великий, Император Всероссийский» — такой титул был присвоен Петру I на заседании Сената 22 октября 1721г. Он как бы подводил итог многолетним усилиям Петра, направленным на превращение России в одну из сильнейших держав мира.
Предшественниками Петра I в деле преобразования России историки справедливо считают его отца — Алексея Михайловича и брата — Федора Алексеевича (см. Россия при первых Романовых), чья реформаторская деятельность способствовала ощутимому прогрессу в экономической, военной и культурной областях жизни России. И все же в своем развитии страна отставала от передовых государств Западной Европы, что пагубно отражалось на ее внешнеполитическом положении. Россия задыхалась без выходов к Балтийскому и Черному морям; от первого ее отрезала Швеция, от второго — Османская империя, вассал которой — Крымское ханство, кроме того, держало русских в постоянном напряжении опустошительными набегами. У России не было ни торгового, ни военного флота, ни войск, способных успешно противостоять регулярным армиям передовых европейских стран, ни промышленности, которая могла бы оснастить подобную армию необходимым вооружением и амуницией. Влияние России на европейские дела было минимальным; она даже не имела дипломатических представительств в других странах, часто демонстрировала полную неосведомленность в хитросплетениях европейской политики. К концу же царствования Петра Россия превратилась в могучую державу, говорящую на равных с крупнейшими европейскими государствами. Она прочно закрепилась на Балтийском море, создала сильный флот и одну из мощнейших в мире армий, которые полностью обеспечивались за счет внутренних ресурсов. Страна обрела экономическую самостоятельность и вывозила за рубеж то, что совсем недавно ввозила (например, железо). Новая российская столица — Санкт-Петербург, — выросшая по воле Петра среди болот на отвоеванных у противника балтийских землях, стала не только «окном в Европу», но и мировым центром наук и искусств, являя собой шедевр градостроительства.
Каким же образом Петру I удалось так изменить Россию и ее место в мире? В первую очередь благодаря новой, регулярной армии с единой организацией, однотипным вооружением и обмундированием, четким управлением. Формирование новой армии осуществлялось посредством рекрутских наборов. При непосредственном участии Петра были разработаны передовые для того времени воинские уставы и инструкции, а для подготовки офицерских кадров созданы специальные школы, в том числе и морские — «навигацкие» (см. также ст. «Армия»).
Морские суда Россия начала строить после указа 1696 г. для второго (победоносного) Азовского похода. Главной же ареной действий молодого российского флота стала Балтика, где ему не было равных по мощи уже к концу первой четверти XVIII в. Много пушечные военные корабли представляли собой высшее достижение научно-технической мысли того времени, и строили их русские у себя, главным образом на верфях Лодейного поля и Санкт-Петербурга. Нужды флота в парусах, якорях, канатах, как и нужды всей армии, удовлетворялись в ходе бурного роста мануфактур.
В 1695—1725 гг. в России возникло около 200 мануфактур. Быстрым темпам промышленного строительства способствовала общая направленность экономической политики Петра — покровительственная по отношению к отечественному предпринимателю. Экономическому подъему страны содействовали и реформы в области просвещения, культуры, носившие подчеркнуто светский и прагматический характер. Была создана сеть общеобразовательных и специальных учебных заведений, где преподавались математика, черчение, астрономия, медицина, горное дело (см. Система образования). Всемерно поощрялось изучение иностранных языков. Массовыми тиражами издавались учебные пособия, словари. Были введены упрощенный (гражданский) алфавит и арабские цифры вместо буквенного их обозначения. Открывались новые типографии, первые публичные библиотеки, появился и первый естественнонаучный музей — Кунсткамера (см. ил. на с. 304). В декабре 1702 г. вышла первая русская газета — «Ведомости». В 1724 г. было принято решение о создании Российской академии наук (её открыли в 1725 г., после смерти Петра). Таким образом, с каждым годом росли кадры, на которые Петр I мог опереться в своих преобразованиях. В городах усиленно внедрялись европейские обычаи и костюмы, менялись привычки и нравы.
Родовитость перестала играть определяющую роль в служебной карьере. Хотя местничество официально упразднили еще в 1682 г., лишь при Петре люди незнатного происхождения получили широкие возможности для достижения высоких чинов и званий через личные заслуги перед Отечеством. Такое положение было окончательно закреплено принятием в 1722 г. знаменитой Табели о рангах, разделившей все военные и гражданские чины на 14 классов (см. Чины, звания, титулы). Однако Петр I при назначении на государственные должности отдавал предпочтение деловым качествам перед «породой». Петр сумел выделить в своем окружении нужных ему людей и наделить их большими правами, невзирая на их подчас «подлое» происхождение. Среди «птенцов гнезда Петрова» — выдающихся государственных деятелей, полководцев, дипломатов, инженеров — наиболее яркой фигурой был А. Д. Меншиков — «полудержавный властелин», прошедший путь от денщика до «светлейшего князя» и генералиссимуса (см. Фаворитизм). Существенные изменения претерпела система управления. В 1711 г. создается Сенат, ставший высшим органом законодательной и исполнительной власти, он заменил давно не созывавшуюся Боярскую думу. Вместо приказов появились коллегии — центральные государственные учреждения со строго определенными функциями и обязанностями, с единообразными штатами и принципами работы; всего было создано 11 коллегий (Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, Юстиц-коллегия и др.), причем некоторые из них выполняли неведомые прежним приказам функции или заменяли собой сразу несколько приказов. Управление страной стало более простым и эффективным. Усовершенствовал Петр и систему местного управления. В 1708 г. страна была разделена на более крупные, чем ранее, административно-территориальные единицы — губернии. В 1720-е гг. завершилась городская реформа: появилось центральное учреждение для управления городами — Главный магистрат; ему подчинялись избираемые горожанами местные магистраты, на которые помимо административных обязанностей возлагалась задача обеспечить интересы купцов и предпринимателей. В итоге усовершенствование государственного аппарата означало не просто резкое усиление центральной власти, а оформление в России абсолютной монархии (см. также ст. «Органы управления в феодальной России»).
И ведение победоносной войны, и стимулируемые ею преобразования требовали прежде всего денег, что предопределило необходимость еще одной крупной реформы — налогового обложения. В 1724 г. подворное обложение было заменено подушным. Новая подать ликвидировала множество прежних прямых налогов, была тяжелее их, но вместе с тем вовлекала в тягло новые группы населения и побуждала трудовой люд осваивать гораздо больше земли, чем при прежних системах обложения (см. также ст. «Налогообложение в феодальной России»).
Укрепление государственного аппарата и резкий подъем производительных сил в России при Петре I осуществлялись главным образом за счет усиления эксплуатации народа. И хотя такое положение вещей было исторически обусловленным и даже закономерным, столь же закономерным стал и народный протест. Массовый характер приобрело бегство крестьян, холопов и работных людей, участились их вооруженные выступления. Особую остроту социальным конфликтам придавали чиновничий произвол и варварские методы, которыми порой утверждались на русской земле новые порядки. Именно они послужили, например, толчком к Астраханскому восстанию 1705 г. (см. Городские восстания в феодальной России). Самым же мощным народным выступлением петровского времени явилось восстание на Дону в 1707 г. под предводительством Кондратия Булавина, вызванное грубыми действиями властей по розыску беглых. Оно было жестоко подавлено в 1710 г.
Из всех категорий населения России больше всех от петровских преобразований выиграло дворянство, окончательно сформировавшееся в единое «благородное» сословие (см. Классы и сословия в России). Но и оно должно было нести на себе нелегкий груз обязанностей перед государством, и в том, что касалось их выполнения, интересы дворянства целиком совпадали с общенациональными интересами. Отвечали им и цели той войны, которую вела Россия за побережье Балтийского моря и укрепление своих южных рубежей. И все же издержки прогрессивных преобразований Петра были столь велики, что не одно столетие заставляют историков задумываться о цене исторического прогресса в целом и российского великодержавия в частности. Дело здесь не только в гибели множества людей во время боевых действий, при постройке кораблей, крепостей, мануфактур или каналов, не только в массовом разорении трудового населения России из-за непомерно возросших налогов. Для неоднозначного восприятия петровских реформ есть и другие причины, ибо Петр издал немало указов, не продиктованных исторической необходимостью и не пошедших на пользу стране. Так, запрещение строить традиционные поморские суда (кочи) нанесло ущерб развитию полярного судоходства. Не всегда продуманное заимствование иноземных обычаев и норм имело своим последствием то, что затем стало именоваться низкопоклонством перед Западом и тормозило развитие отечественной культуры. Однако нельзя отрицать, что методы, применяемые Петром, вполне соответствовали обычаям и нравам своего времени, а нововведения показали свою жизнеспособность и на столетия определили поступательное развитие нашей страны как великой державы, навечно вошли основной своей частью в национальный фонд. На примере Петра I ясно видны возможности лидера страны, правильно понявшего необходимость кардинальных перемен и с неистовой энергией и самоотверженностью принявшегося за их осуществление.