Пунктуация
Все, что напечатано в этой книге, как и все вообще, что печатается и пишется, — это текст. Тексты состоят из букв. Но для понимания текстов одних букв недостаточно. Чтобы буквы (и образованные из них слова) не слились в сплошное, непроглядное пятно, текст нужно расчленить и установить связи между его элементами и частями. Для этого используются поля, интервалы между строками, отступы, заглавные (прописные) буквы и другие средства. Все эти способы и приемы организации текста так привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить.
Цепочки букв в строках разделяются на отдельные звенья-слова при помощи пробелов. Не будь этих разделителей, нам при чтении пришлось бы все время спотыкаться в поисках границ между словами. В подобном тексте мы чувствовали бы себя, как в густом, темном лесу, где деревья стоят стеной, где нет ни дорог, ни тропинок и уверенно может идти только хорошо знающий его человек. Именно такими — без пробелов! — были тексты в Древней Руси. Правда, и писали тогда старательно, крупными четкими буквами (уставом), и письменный язык был другим — с цепочками коротких предложений, и текстов было сравнительно немного. И все же их чтение было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений и отдельных их частей. Так появилась точка — первый и основной знак членения текста, а вместе с ней и пробел как место для точки. С развитием в XIV в. скорописи, быстрого слитного письма, когда чтение вновь осложнилось, пробелом стали разделять также и слова. Тексты просветлели, как прореженный лес. В них можно было дальше видеть, их стало легче читать, а значит, быстрее добираться до цели — полного и точного понимания.
Но жизнь шла вперед, все более глубоким становилось познание мира. Сложнее становился письменный язык, особенно синтаксис и его основная единица — предложение, которое должно было отражать всю глубину, все повороты и оттенки мысли. Двух знаков — пробела и точки — для руководства чтением теперь оказалось недостаточно. Разделенные пустыми пробелами, тексты стали распадаться на отдельные слова. В таком текстовом «лесу» было светло и просторно, но не было указателей движения и надежных ориентиров. Они стали необходимы, и их создали.
На основе точки возникли такие знаки, как запятая, точка с запятой, двоеточие и многоточие. Вошли в употребление вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки и кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца — красная строка.
Так постепенно к концу XVIII в. сложился основной состав небуквенных знаков русского письма и печати для организации — членения и связи — целого текста и его частей. Эти знаки принято называть знаками препинания или — от латинского названия точки «пунктум» — знаками пунктуации. Каждый из них имеет свою историю. Не сразу получили они современную форму и привычные нам названия. Трудом многих поколений пишущих и читающих, печатников, типографов, писателей, педагогов и ученых для каждого знака были выработаны и определены его функции, условия и правила употребления, связи и отношения с другими знаками.
Обоснованные наукой, утвержденные и закрепленные государством («Правила русской орфографии и пунктуации», 1956 г.), правила пунктуации едины и обязательны для всех. Именно поэтому их изучают в школе. Владея ими, пишущий может выразить все, даже самые тонкие, оттенки смысла, читающий же сумеет правильно понять его. Пунктуация служит взаимопониманию, и это очень важно. Ведь от правильного понимания текстов (от текста государственного закона до текста частного письма) зависит очень многое: работа учреждений, отношения между людьми, их поведение, настроение, здоровье, а иногда даже и жизнь. Как же пунктуация служит этой высокой цели? Как «работают» знаки пунктуации?
Оказывается, они выполняют в тексте две важные операции — разделения и выделения. Знаки-разделители работают в одиночку, знаки-выделители — парами. Одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные, или двойные, знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.
Но граница границе рознь: есть границы между членами предложения и есть границы абзацев; есть границы открытые и замкнутые. Разные границы — разные и знаки границ. Каждый знак говорит нам, какие смысловые части он разделяет или выделяет, в какое смысловое целое они входят, в каких смысловых отношениях находятся и т. д. Так, красная строка разделяет текст на абзацы, отмечает их границы и обозначает конец одного смыслового единства и переход к другому. Точка указывает конец предложения и вместе с тем обозначает его смысловую законченность (в отличие от многоточия — знака незаконченности или обрыва). На границе частей сложного предложения или на границе членов предложения различаются запятая — знак их равноправия по смыслу (одновременности, однородности и т. п.) — и такие знаки смыслового неравноправия, как двоеточие и тире. Кавычки выделяют все, что пишущий считает нужным обозначить как «чужое» (чужая речь, цитаты и др.), а скобки — все, что пишущий отводит на второй план и что читающий должен осмыслить как второстепенное, как вставку. Разные знаки — разные и смыслы.
Но разных смыслов больше, чем знаков, которые могут их выразить. Поэтому некоторые знаки пунктуации вынуждены брать на себя несколько смысловых нагрузок. Тире, например, отмечает границы резкого противопоставления, быстрой смены событий, перехода от перечисления к обобщению и многое другое. Нагружено разными смыслами и многоточие. Такие знаки пунктуации подобны многозначным словам.
Другие знаки, подобно словам-синонимам, имеют одинаковый смысл, а различаются лишь силой его выражения и условиями употребления. Пример пунктуационных синонимов — запятая и точка с запятой. Разделяя однородные члены или однородные части в сложных предложениях, они имеют одинаковый смысл (однородность), но различаются силой и «весом». Точка с запятой — это «усиленная запятая». Она разделяет единицы большего объема (более распространенные) и более далекие по смыслу, чем те, которые разделяются запятой. Именно поэтому, разделяя предложения, точка с запятой оказывается синонимом точки. Точка с запятой — это «ослабленная точка» (недаром когда-то её называли полуточием). Получается трехчленный усилительный синонимический ряд: запятая — точка с запятой — точка. Есть и другие такие ряды.
Разделяя и выделяя единицы текста, знаки пунктуации одновременно еще и связывают их. Они позволяют пишущему выразить, а читающему — правильно понять, как единицы текста связаны друг с другом, каков характер, направление и границы смысловых связей. Так, знаки-разделители указывают на смысловые отношения между разделяемыми частями и, значит, связывают их в единое смысловое целое («однородные члены перед обобщающим словом», «бессоюзное предложение с причинно-следственной связью» и т. п.). Разделяя одни единицы, знаки пунктуации помогают объединению и сплочению других. Так объединяются предложения в составе абзаца, простые предложения в составе сложных и т. д.
Итак, знаки пунктуации — это знаки границ смыслового членения текста и связи его частей. Чтобы правильно пользоваться ими, нужно овладеть правилами пунктуации. Правила пунктуации — это правила употребления знаков в зависимости от смысла, который нужно обозначить, и тех синтаксических условий, которые складываются в тексте на его границах. Смысл, условия на границе и знаки пунктуации — три составные части любой пунктуационной задачи. Читающему даны знаки пунктуации и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое — смысл. Пишущему даны смысл и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое — знаки пунктуации. Правила пунктуации позволяют пишущему ответить на два вопроса: нужен ли на данной границе знак, и если нужен, то какой? Отвечая на первый вопрос, мы делаем выбор между знаком пунктуации и пустым пробелом. Отвечая на второй вопрос, мы делаем выбор между разными знаками. Одни правила приказывают: «Ставь такой-то знак!» Другие запрещают: «Никаких знаков». Третьи рекомендуют: «Выбирай из нескольких возможных».
На этом же языке с нами говорит и орфография. Но она гораздо более жестка. Она не допускает выбора. Орфография говорит: «Проверь и пиши такую-то букву». Или: «Если не проверяется, запомни! Если забыл, справься в орфографическом словаре!» Пунктуационного же словаря нет, он невозможен и не нужен. Подобно правилам дорожного движения, правила пунктуации не могут описать каждый конкретный случай. Они предусматривают типичные условия, которые могут сложиться в бесчисленном множестве случаев, в бесчисленном множестве текстов, и позволяют пишущим находить единственно возможное или лучшее из возможных решений.