Псевдоним
Псевдоним (от греч. ψευδής — ложь и όνομα — имя) — ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение; всякая подпись под произведением, не соответствующая действительной фамилии автора.
Первое применение ложных имен встречается уже в V–IV вв. до н. э. Аристофан ставил на сцене свои пьесы под именами своих современников — комических поэтов Филонида и Каллистрата, хотя публика знала, что автором является Аристофан.
Под псевдонимами нам известны некоторые деятели Возрождения.
Многие писатели в начале своего творческого пути скрывали под псевдонимом свое имя или выступали анонимно из‑за неуверенности в своих силах. В. Скотт в 1814 г. дебютировал романом «Уэверли, или 60 лет назад». С. Ричардсон в 1740 г. анонимно издал роман «Памела, или Вознагражденная добродетель». Под псевдонимами публиковал свои первые романы О. де Бальзак. Псевдонимы, ставшие литературными именами, были у Анри Мари Бейля (Стендаль), А. М. Пешкова (М. Горький), М. Е. Салтыкова (Н. Щедрин), Анатоля Франсуа Тибо (Анатоль Франс), А. С. Попова (А. Серафимович) и других.
В обширной литературе о псевдонимах они подразделяются на следующие группы.
Аллонимы — псевдонимы, которые являются действительными фамилиями других авторов.
Национальные псевдонимы (псевдонимы‑нарицания) — подписи, указывающие на национальность автора или местность его жительства. Например: Москвитянин — В. Я. Брюсов.
Титлонимы — подписи, в которых авторы указывают на принадлежность им других, ранее напечатанных произведений. Например: «Автор Д...и» (т. е. автор «Душеньки») — И. Ф. Богданович.
Криптонимы — подписи в виде инициалов и разнообразных сокращений: Ал. П. — А. С. Пушкин; Б‑ов — К. Н. Батюшков; Ч. б. с. — А. П. Чехов (Ч. б. с. — сокращенная форма псевдонима «Человек без селезенки»); Лайбов — Н. А. Добролюбов (преобразование конечных слогов имени и фамилии: НикоЛАЙ ДобролюБОВ).
Астронимы (или астеронимы) — подписи, состоящие из одной или нескольких звездочек: ∗ — Е. А. Баратынский; ∗∗ — Н. А. Некрасов; ∗∗∗ — Ф. И. Тютчев.
Псевдандронимы — подписи, имеющие форму мужского имени, под которым пишут женщины: Марко Вовчок — Мария Вилинская‑Маркович; Жорж Санд — Аврора Дюпен.
Псевдогинимы — псевдонимы в форме женских имен, которыми подписываются мужчины: Мадам де Курдюкова — И. П. Мятлев; Оммель де Гелль, Адель — Петр Андреевич Вяземский.
Анаграммы — псевдонимы, составленные посредством перестановки букв: Харитон Макентин — подпись Антиоха Кантемира.
Коллективный псевдоним — псевдоним, под которым совместно пишут несколько авторов: Козьма Прутков (А. К. Толстой, А. В. и А. М. Жемчужниковы), Братья Тур.
Аноним — псевдоним из букв собственного имени, читающийся в обратном порядке: Нави Волырк — Иван Крылов.
Эти подразделения псевдонимов не исчерпывают их разнообразия. Известно, что у А. С. Пушкина помимо упомянутого псевдонима имелись и другие: Сверчок — по «Арзамасу». «Св....ч.к», «Арз.» (т. е. Арзамасец) и др.