Полиэкранное, поликадровое, панорамное кино
Особенностью полиэкранного и поликадрового кино является их большая информативность. За короткий промежуток времени посетитель может получить значительно больше информации, чем в обычном кино. Для демонстрации полиэкранного кино используются несколько близко расположенных друг к другу экранов. На них проецируется программа, которая состоит из ряда кинофильмов, связанных единой композицией и общим звуковым сопровождением (чаще всего стереофоническим).
Впервые идеи полиэкранного кино были реализованы французским режиссером А. Гансом в кинофильме «Наполеон» (1927). Однако в художественной кинематографии этот принцип дальнейшего применения не получил. Сейчас полиэкранное кино широко используется на различных выставках. Иногда это кинозрелище дополняется проекцией диапозитивов, игрой актеров вблизи экранов. Недостатком полиэкранного кино является сложность технических средств (нужно обеспечить синхронную работу нескольких кинопроекционных и звукозаписывающего аппаратов).
Этого недостатка не имеет поликадровое вариоскопическое кино. (Оно также широко применяется на выставках.) На экран проецируется единый кинофильм. На пленке находятся несколько кадров, которые связаны между собой по смыслу, но не представляют слитного изображения. Наряду с поликадровым методом, т. е. с одновременной проекцией на экран нескольких кадров, используется вариоскопический метод. Он позволяет изменять форму и размеры отдельных кадров в зависимости от композиции изображения, получать более эффектные изобразительные решения.
Всесоюзным научно-исследовательским кинофото-институтом (НИКФИ) и киностудией «Мосфильм» разработана система поликадрового вариоскопического кино «Совполикадр». Она базируется на киноаппаратуре, применяемой в системе широкоформатного кино. В 1970 г. по этой системе на киностудии «Мосфильм» был снят поликадровый вариоскопический фильм «Наш марш» (режиссер А. С. Шеин), посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Поликадровый вариоскопический метод используется также в игровых кинофильмах. Отдельные монтажные поликадры включались в игровые фильмы: «Айболит-66» (режиссер Р. А. Быков), «Победа» (режиссер Е. С. Матвеев) и др.
В НИКФИ была разработана система вариоскопического панорамного кино «Варио-70». Кинофильм «Молодость» (режиссер И. Г. Грек), снятый на Центральной студии документальных фильмов по этой системе, демонстрировался в 1970 г. на Международной выставке ЭКСПО-70 в Японии.
Для демонстрации панорамного кино применяются большие изогнутые экраны. Охваченные изображением зрители чувствуют себя ближе к реальным условиям жизни, возникает эффект присутствия. В 1952 г. в США была создана система панорамного кино «Синерама». Съемка и проекция фильмов производились с помощью трех синхронно движущихся пленок. Три частичных изображения на экране стыковались, образуя единое изображение. Демонстрация фильма сопровождалась стереофоническим звуком.
В 1957 г. в СССР была разработана аналогичная система панорамного кино — «Кинопанорама». Панорамные кинофильмы по системам «Синерама» и «Кинопанорама» пользовались успехом у зрителей. Однако из-за недостатков, связанных с ухудшением качества изображения, а также технической сложности они были заменены другими, более совершенными системами.
Разновидностью панорамного кино являются системы «Кругорама», разработанная в СССР, и «Циркорама», разработанная в США. В этих системах экран имеет цилиндрическую форму и окружает зрителей со всех сторон. В кинотеатре «Кругорама» на ВДНХ в Москве проекция осуществляется И кинопроекторами одновременно. Продолжительность фильмов — около 20 мин. Киносъемка производится устройством, состоящим из 11 киносъемочных аппаратов, расположенных по окружности. Фильмы снимаются документального и видового характера.
В Канаде разработаны системы панорамного кино «Аймекс» и «Омнимекс», основанные на использовании объективов с большим углом зрения, что позволяет устранить стыки между частичными изображениями на экране и тем самым повысить качество изображения.
В системе панорамного кино «Аймекс» зритель видит изображение спереди и сбоку, а в системе «Омнимекс» — еще и сверху. Для этого используются сверхширокоугольные объективы «рыбий глаз». Экран выполняется в виде купола — полусферы. Десятки кинотеатров панорамного кино по системам «Аймекс» и «Омнимекс» работают в США, Канаде и Франции.
Практическое использование систем полиэкранного, поликадрового, вариоскопического, панорамного кино отвечает многообразию интересов миллионов зрителей, позволяет в лучшей мере удовлетворить их культурные запросы.