Питер Пауэл Рубенс (1577—1640)
По картинам Рубенса легко можно представить себе жизнь Фландрии XVII в. Крупные размеры полотен, свободная манера письма, мощность красочных форм соответствовали торжественной пышности храмов, украшению замков знати, городских особняков дворянства и богатой буржуазии. Оптимизм образов Рубенса во многом выразил характер его эпохи, где много значила уверенность людей в сегодняшнем дне, хотя искусстбу этого мастера не были чужды и драматические чувства. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления.
Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. Знакомство с произведениями Микеланджело, Караваджо, венецианских живописцев XVI в. оказало на него большое влияние. Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Он во многом определил характер национальной школы, оставив многочисленных учеников и последователей. В мастерской Рубенса некоторое время вместе с ним работали такие замечательные мастера живописи, как А. ван Дейк, Я. Йордане, Ф. Снейдерс. Деятельность Рубенса была необыкновенно многогранна, он много путешествовал, иногда с дипломатическими поручениями.
В мастерской художника создавались крупноформатные религиозные композиции, мифологические сцены, циклы декоративных панно, пейзажи, портреты. Для большинства произведений мастера, относящихся к самым разным жанрам, характерна динамика контрастных форм, полных энергии и обладающих большой эмоциональной выразительностью. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». В цикле картин для французской королевы Марии Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории, мифологических персонажей, которые тем не менее не выглядят условными, настолько они правдивы и жизненно убедительны. Этот грандиозный декоративный ансамбль оказал большое воздействие на развитие исторической живописи в Европе.
Наряду с монументальными композициями Рубенс обращался и к портрету, хотя этот жанр никогда не был для него основным. Художник любил писать людей, близких ему или чем-то привлекших его внимание. Поэтичен один из лучших портретов мастера — «Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов» (ок. 1625, ГЭ).
С середины 1630-х гг. Рубенс преимущественно работает в собственном замке Стен. Нежным лиризмом, тонкостью колорита проникнуты портреты его жены Елены Фоурмен («Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка» и др.). Ощущением вечной борьбы стихий, чувством неразрывной связи бытия человека и природы, подлинно эпическим размахом отмечены пейзажи Рубенса. Он запечатлевает цветущие долины Фландрии, мощные деревья, селения, бурно веселящихся или занятых повседневным упорным трудом жителей своей страны («Возчики камней», «Крестьяне, возвращающиеся с полей» и др.).
К значительным поздним произведениям Рубенса принадлежат эскизы к оформлению триумфальных арок по случаю въезда в Антверпен правителя Фландрии. Их отличает невиданная широта фантазии, редкая виртуозность исполнения.
Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и решительно повлияло на судьбы всего европейского искусства.