Палеография
Палеография — специальная научная дисциплина, исследующая памятники древней письменности. Термин «палеография» появился в XVII в. и происходит от греч palaios — «древний» и grapho — «пишу».
Первоначально в палеографии изучались те памятники письменности, текст которых был написан от руки красящим веществом (чернилами, красками), особыми орудиями письма (пером, тростью) на специально подготовленной мягкой поверхности. Изготовление древних рукописей было сложным и трудоемким делом. Текст писали специально обученные писцы, художники украшали рукописи красочными заглавными буквами (инициалами), заставками, концовками и иллюстрациями к тексту. Особые ремесленники занимались приготовлением писчего материала: особым образом обработанной шкуры животных (пергамена), ткани, бумаги ит д. На протяжении многовековой истории в изготовлении рукописей происходили значительные изменения: менялся тип почерка и характер письменных знаков, изменялись украшения, орудия письма, писчий материал и т. д. Менялся внешний облик рукописи
Палеография изучает древние рукописи прежде всего с внешней стороны: каким почерком написан текст, чем написан, на каком материале, каков внешний вид рукописи, как расположен текст и т. д. Эти сведения позволяют сделать выводы о том, на каком языке написан текст, о времени и месте создания исследуемой рукописи и установить ее подлинность. Кроме того, палеографическое исследование текста обеспечивает его правильное чтение и понимание.
Общей палеографии не существует. В зависимости от системы письма, алфавита и языка рукописи палеография подразделяется на греческую, латинскую, армянскую, грузинскую; китайскую, арабскую, славянскую и др. Однако можно говорить о едином методе палеографического исследования. Первоначально изучаются те, обычно немногие, рукописи, в которых имеются записи писцов с указаниями на время и место их написания. Такие рукописи называются датированными и локализованными. Эти рукописи изучаются в хронологической последовательности их изготовления, затем устанавливаются палеографические приметы, свойственные рукописям определенного времени и определенной территории. Далее комплекс примет применяют при исследовании тех памятников письменности, в которых время и место их написания не обозначены. Среди сохранившихся рукописных источников преобладают в основном такие.
Славянская палеография изучает рукописи, написанные собственно славянскими азбуками — глаголицей и кириллицей. Глаголических рукописей сохранилось сравнительно немного, к ним относятся древнейшие недатированные рукописи X—XI вв. Большая же часть рукописей написана кириллицей. Довольно точно по языковым приметам рукописи древнерусские (восточнославянские) отграничиваются от болгарских и сербских..
Непрерывный ряд сохранившихся датированных и часто локализованных древнерусских рукописей, с XI в., позволил выявить эволюцию почерков и орнамента, смену писчего материала, орудий письма и т. д., т. е. установить необходимый комплекс палеографических примет. Самые ранние, или, как их называют палеографы, старшие, древнерусские рукописи иаписаны на пергамене, особым почерком — уставом.
Устав — письмо медленное, выполненное геометрически правильными линиями, прямыми и округлыми; каждая буква имела один установленный графический облик, индивидуальные особенности почерков не имели существенного значения. Буквы размещались всегда на равном расстоянии друг от друга. В древнерусской письменности устав господствовал до конца XIV — начала XV в. По соотношению высоты и ширины букв, расстоянию между ними различают уставные почерки разных времен. В уставе XI—XII вв. у большинства букв ширина и их высота были равны между собой, а расстояние между буквами соответствовало их ширине.
С середины XIV в. на Руси появляется новый тип почерка — полуустав, новый писчий материал — бумага, иной тип орнамента. Появление полуустава объясняется ростом потребности в письменности делового и светского содержания. В сравнении с уставом начертания букв полуустава проще, они лишены каллиграфической строгости: прямые линии допускают некоторую кривизну, а округлые не представляют собой правильной дуги. Одна буква в пределах одного почерка может употребляться в нескольких вариантах.
Старший русский полуустав XIV в. еще сохраняет традиции устава, однако в нем встречается больше разнообразных сокращений. С середины XV в. появляется новый, младший тип полуустава, развившийся в результате так называемого второго южнославянского влияния. Для младшего полуустава характерны наклон письма к концу строки, увеличение количества вариантов букв, появляются буквенные знаки, не свойственные русскому письму. Полууставом писали в основном на бумаге. Шрифт первопечатных русских книг XVI в. (от Ивана Федорова) сложился на основе лучших образцов полууставных почерков. Полууставные почерки широко употребительны в рукописных книгах и после первых печатных изданий, вплоть до конца XVII в.
С появлением бумаги на Руси возникает еще один способ датировки рукописей — основанный на показаниях бумажных водяных знаков (филиграней). Изучением водяных знаков бумаги, их распространения, систематизацией и классификацией занимается особая дисциплина — филиграноведение.
Почти одновременно с полууставом в русской письменности (с середины XIV в.) появляется скоропись. Первоначально скоропись употреблялась только в деловой письменности, однако в XVI—XVII вв. скоропись встречается и как книжное письмо. Ранняя скоропись еще очень близка к полууставу. Постепенно она усложняется, буквы утрачивают свой привычный облик, появляются многочисленные варианты одной буквы, часто близкие (иногда совпадающие) с начертанием других букв. В скорописи XVI и XVII вв. широко употребляются связные написания строчных букв между собой, а также строчных букв с надстрочными. По особенностям графики различаются скорописные почерки: московские (северо-восточные, XV—XVII вв. и начало XVIII в.); белорусские, или виленские (западные, XV — XVI вв.), и киевские (юго-западные, XVII в.).
До XVI в. в написанном тексте пробела между словами не существовало. В XVI—XVII вв. в полууставном письме и в скорописи появляется раздельное написание слов.
С 50-х гг. XX в. русская палеография расширила круг своих источников древнерусскими берестяными грамотами XI—XV вв. В них текст процарапывался на обработанной березовой коре (бересте), по характеру букв почерки берестяных грамот соответствуют уставу и полууставу.