Новгородская феодальная республика
Так историки называют средневековое государство, раскинувшееся от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, от вод Студеного (Белого) моря на севере до озер в верховьях Волги на юге. Его историческое ядро составляли земли кривичей (псковско-новгородская группа), словен новгородских и чудских (финских) племен. Во второй половине IX в. в ходе борьбы против завоевателей из Скандинавии эти племена образовали федерацию, позднее получившую название «Новгородская волость». В 859 г. они, согласно летописному преданию, «изгнаша варяги за море и не даша им дани, и почаша сами себе володети...». Та же легенда сообщает о последовавших распрях и призвании в 862 г. на княжение скандинавского конунга (правителя) Рюрика, потомки которого силой объединили разрозненные восточнославянские племена, жившие вдоль великой водной магистрали «из варяг в греки», в единое государство Русь. Все восточные славяне стали платить дань Киеву.
В X—XI вв. Новгородская земля управлялась князем, присылавшимся из Киева. Тогда же завершилось в целом формирование ее территории. Центром земли стал Новгород на р. Волхове, у истока озера Ильмень. В это время шел активный колонизационный процесс освоения Севера. Новгородцы вышли к Ледовитому океану. Очевидно, при Ярославе Мудром, взявшем курс на отделение от Киева, были усилены южные и восточные рубежи Новгородской волости, возведены приграничные города-крепости: Луки Великие на Ловати, Волок на Ламе, Торжок на Тверце.
До начала XII в. большую роль в жизни Новгорода играл князь. Он возглавлял войско, возводил оборонительные сооружения детинца (кремля), руководил сбором дани, являлся главным судьей. При сыне Ярослава Владимире был построен главный храм Новгорода — Софийский собор, сначала деревянный, затем каменный (1045—1050). Во второй половине XI в. местная знать из потомков родо-племенных старейшин (бояр) усилила свое влияние и получила доступ к должности посадника.
В эпоху распада Руси Новгородская земля обрела свою государственность. В результате восстания 1136 г. и изгнания князя Всеволода должность последнего сделалась фактически выборной. Новгородцы стали «вольны в князьях». Заметно усилилась и роль новгородской церкви в лице ее владыки, которого с 1158 г. стали также избирать на вече. В Новгороде победила республиканская форма правления.
Провозглашение Новгородского государства в начале XII в. было в значительной степени обусловлено новым этапом социально-экономического развития Новгородской земли. На рубеже XI—XII вв. возникла феодальная вотчина, способствовавшая усилению экономического могущества бояр, ставших землевладельцами. Развивалось сельское хозяйство. Из феодальных владений, крестьянских селений на торг поступали все необходимые для горожан продукты питания. Но своего хлеба в Новгородской земле (особенно в неурожайные годы) не хватало. Одновременно многие горожане сами держали на своих дворах скот, занимались и сельским хозяйством. Особенно ценились продукты лесных промыслов: мед и воск, пушнина, продававшиеся за границу и приносившие наибольший доход. Еще при князе Всеволоде Мстиславиче (1117—1136) исключительное право на торговлю этими товарами получили купцы, объединившиеся при церкви Ивана на Опоках. Они выделились в особое сословие купцов-вощников. Тогда же заметно возрос объем продукции городского ремесла. По археологическим данным, к 1130-м гг. ремесленное производство от работы на заказ частично перешло к работе на рынок. Активно осваивавшийся в это время Север поставлял в изобилии пушнину, ценившуюся на восточных и западных рынках. Экономика Новгорода была на подъеме.
Утвердившийся в Новгороде принцип выборности князя ни в коей мере не означал, что сами новгородцы собирались со временем окончательно избавиться от него. Князь являлся неотъемлемой частью социально-политической структуры общества того времени. Речь шла лишь о перераспределении объема и функций в политической, судебной, административной жизни республики. Постепенно вытесняя князя из перечисленных сфер, новгородцы возлагали надежды на князя как на профессионального воина, полководца, защитника земли. Это особенно ярко проявилось в годы княжения Александра Невского (1236—1251), одержавшего победу в битвах на Неве (1240) и Чудском озере (1242). Полководческий талант Александра спас Новгород от разорения со стороны шведов и немцев. Всего же, по подсчетам историков, Новгород за свою историю воевал 26 раз со Швецией, 11 раз с Ливонией, 14 раз с Литвой. Это был мощный щит на Северо-Западе Руси от иностранной агрессии. Новгородцы и сами совершали походы. Согласно легенде, в 1187 г. они взяли шведскую столицу Сигтуну и доставили в Новгород трофей — медные врата, ставшие украшением Софийского собора.
Видную роль в управлении Новгородским государством играл посадник, избиравшийся на вече из числа землевладельцев-бояр. Выборному тысяцкому подчинялись торговцы, ремесленники и разбогатевшие выходцы из горожан — «житьи», т. е. зажиточные. Особая роль в управлении Новгородом отводилась владыке. В XIV—XV вв. владыка осуществлял контроль за куплей-продажей земли. Он возглавлял церковный и торговый суды, при нем хранились эталоны мер длины и веса. Глава новгородской церкви был высшим судьей Новгородского государства. Он являлся и хранителем государственной казны, на средства которой строились общественные сооружения: Кремль, Волховский мост, Окольный город. С начала XV в. владыка возглавил Совет господ, консолидировавший феодальную знать.
Владыку избирали на вече при Софийском соборе из трех кандидатов. На престол клали три жребия, которые по очереди убирал один за другим слепец. Чей жребий остался на престоле, тот и объявлялся владыкой, избранным самим Богом, Софией — Премудростью Божией. Воплощением Софии новгородцы считали Христа, который донес до людей Слово Божие и сам считался Словом Божиим. Изображение Софии в виде огнезрачного ангела из «Апокалипсиса» было представлено на одной из главных икон середины XV в. в Софийском соборе. С 1421 г. изображение Софии чеканилось на новгородских монетах. Само Новгородское государство XIV—XV вв., в преддверии ожидавшегося в 1492 г. конца света, рассматривалось новгородцами как Дом Святой Софии.
Республиканские формы правления проявлялись не только в выборной системе. Все важнейшие вопросы государства решало вече. Особое место занимало самоуправление на всех уровнях. Низшей административно-территориальной самоуправляемой ячейкой была улица, или уличанская община, имевшая своих старост, вече, суд, общественные сооружения. Это была одновременно и религиозная, христианская, община. Почти на всех улицах имелись свои храмы. Некоторые улицы назывались по церквам. Уличанские общины объединялись в более крупные общины — концы. До второй половины XII в. их в Новгороде было три: Людин, Славенский, Неревский. Затем добавился еще один, Плотницкий, а в XIV в. — Загородский. Им были свойственны те же черты, что и уличанским общинам. Пять концов составляли общину-город Святой Софии. Общинное устройство было и в сельской местности, в волостях, при погостах.
Основой экономической жизни Новгородского государства являлись земледелие, ремесло и торговля. Из-за неблагоприятных природных и климатических условий сельские поселения Новгородской земли были небольшими. Даже в конце XV в. более 40% из них имели один двор, 30% — два двора. Селения с количеством дворов около десяти считались редкостью. В неурожайные годы приходилось закупать хлеб в соседних княжествах. В XIII—XV вв. совершенствовалась техника земледелия. Произошло бурное освоение водораздельных участков. Резко расширилась обрабатываемая земельная площадь, с внедрением трехполья повысилась урожайность. В ремесленном производстве в XIII в. наметилась узкая специализация, поточность производства, выпуск изделий большими партиями. Развивались железоделательное, бронзолитейное, ювелирное, кожевенное, косторезное, столярное, гончарное и прочие ремесла. На торгу в Новгороде звучала многоязыкая речь. Иностранные купцы держали здесь два двора — Немецкий и Готский. Но и сами новгородцы везли свой товар в «заморье».
Новгород был одним из крупнейших культурных центров Руси. Уже в 1030 г. Ярослав Мудрый открыл здесь школу, набрав в нее 300 учеников. Из Новгорода происходила самая древняя из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие. При дворе владыки велось переписывание книг. До нас дошли многочисленные произведения литературы: летописи, жития святых, «хождения», «изборники». Перу дьякона Антониева монастыря Кирика принадлежит первое из русских известных нам математических сочинений — «Учение им же ведати человеку, числа всех лет». О широком распространении грамотности среди новгородцев говорят берестяные грамоты. Знали в Новгороде шахматы (археологи нашли шахматные фигурки от 94 комплектов этой игры), любили играть на различных музыкальных инструментах — гуслях, гудках, сопелях.
Зодчие оставили в Новгороде и его округе шедевры древней архитектуры: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Никольский собор, церковь Ивана на Опоках, церковь Спаса на Нередице, Спаса на Ильине улице, Федора Стратилата на Ручье, Петра и Павла в Кожевниках, Успения на Волотовом поле и многие другие. Здесь трудились мастера фрески: Феофан Грек, Олисей Гречин, сербские художники и мастера, чьи имена остались неизвестными. Большой вклад в мировую сокровищницу культуры внесли иконописцы. Их произведения украшали новгородские храмы, палаты бояр, избы рядовых горожан.
Новгородская республика просуществовала до 1478 г., когда она была присоединена к Московскому княжеству. Символ новгородской вольности — вечевой колокол — был вывезен в Москву, в Кремль.