Николай Николаевич Дурново
По своим теоретическим взглядам Н. Н. .Дурново во многом опережал своих современников. Он писал о характере научных исследований: «Научное изучение языка может быть статическим, когда язык изучается в современном его состоянии или в один из моментов его прошлого, и историческим, когда изучаются изменения языка за более или менее продолжительный период времени». И далее о методе, т. е. о способе исследования: «Статическое изучение языка может быть вполне научным лишь в том случае, если мы сумеем при этом не выходить за пределы изучаемого момента, объясняя лишь то, что объясняется из данного состояния языка... Но статическая грамматика оставит необъясненными все те факты языка, которые не объясняются из состояния языка в изучаемый момент. Так, например, изучение фактов современного русского языка не объяснит нам, почему мы говорим «на березе», но «березник»..., чем объясняется сложность типов склонения имен существительных и такая же сложность в образовании глагольных форм; чем вызваны сходства и различия между языками или говорами одного языка. Для объяснения этих и других подобных фактов языка приходится обращаться к истории языка» (Очерк истории русского языка, 1924). Теперь эти слова звучат как трудно оспоримые положения, ио в начале 20-х гг. нашего века многие лингвисты считали едва ли не единственным способом осознания лингвистических фактов их историческое объяснение и уж во всяком случае не разграничивали так четко статический (синхронный) и исторический (диахронический) план (см. Синхрония и диахрония), как это делал Н. Н. Дурново и несколько ранее Ф. де Соссюр (см. Ф. де Соссюр). Однако диахрония Ф. де Соссюра не совсем то, что историчность Н. Н. Дурново. Н. Н. Дуриово настаивал на том, что история языка ие наука об отдельных, сепаратных изменениях в языке, а наука об изменении самого языка как системы и составляет не менее важную часть языкознания, чем синхроническое изучение языка, поскольку они одинаково оперируют с языковой системой как целым.
Н. Н. Дурново развивал и обогащал наследство московской лингвистической школы Ф. Ф. Фортунатова в области грамматики и общей теории языка. Ему принадлежит первый русский «Грамматический словарь» — прообраз нашего Словаря юного филолога. В этом словаре в статье «Грамматика» он писал, что «по значению форм можно делить грамматику на 1. учение о формах, выражающих отношение между словами в процессе речи, или о так называемых синтаксических формах, и 2. учение о формах, выражающих отношение между словами независимо от их сочетаний в процессе речи», предопределив своими идеями и своими трудами важный принцип построения языковых связей и отношений — синтагматический и парадигматический (см. Парадигма и синтагма).
Н. Н. Дурново родился в Москве, учился в Московском университете, где позже преподавал и был профессором. В Москве же в 1914 г. он совместно с Д. Н. Ушаковым и Н. Н. Соколовым создал «Диалектологическую карту русского языка в Европе», положив тем самым начало картографического изучения русского, украинского и белорусского языков. Замечательны его программы для собирания диалектного материала и хрестоматии (образцы текстов и полевых записей) по тем же языкам. Очень существенно его исследование южнорусского наречия, а также первое в науке о русских народных говорах подробное описание одного диалекта — говора села Парфенки бывшего Рузского уезда Московской губернии. Когда уже в советское время говор Парфенок был обследован вторично и сопоставлен с первым описанием, то детальность и абсолютная достоверность описания Дуриово помогли убедительно показать, что было и что стало, сделать выводы о закономерностях изменения народной речи в нашу эпоху.
Н. Н. Дурново успешно решал фонологические проблемы иа материале старославянского языка и языка праславянского. Памятники старославянского языка и памятники, написанные в его традиции на Руси, Н. Н. Дурново изучал тщательно и вдохновенно. Это изучение легло в основу его кииги «Введение в историю русского языка» (1927). Перу Н. Н. Дуриово принадлежит около 200 работ, в том числе более десятка книг и больших монографий.