Николай Иванович Надеждин (1804—1856)
В 1830 г. Николай Иванович Надеждин — автор интересных критических статей — успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора по словесному факультету Московского университета. Диссертация называлась «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической» и по существовавшим тогда правилам была написана на латинском языке. Тогда‑то и увидели с полной очевидностью, какой основательной научной подготовкой обладал Надеждин (сын дьякона из села Нижний Белоомут Рязанской губернии, он окончил Рязанскую семинарию, Московскую духовную академию, а затем еще неустанно пополнял свои знания путем самообразования). Отчетливее увидели и те эстетические позиции, которые побуждали Надеждина к резким и порою действительно рискованным суждениям. Он считал, что «романтическая поэзия окончила свое существование» и что «восстановить романтическую поэзию в наше время невозможно». Ученый не говорил, что новая литература должна реалистической (такого понятия в то время вообще не существовало), но своими разборами и оценками он в определенной мере содействовал становлению реалистического
направления. Надеждин был профессором Московского университета по кафедре изящных искусств и археологии, издателем-редактором журнала «Телескоп» с приложением (газетой «Молва»). Он старался привить русскому литературному сознанию более глубокое, философское понимание искусства, обосновывал необходимость обращения литературы к жизни («где жизнь, там поэзия»). В период некоторого охлаждения публики к А. С. Пушкину Надеждин сочувственно оценивал трагедию «Борис Годунов». С одобрением отзывался он о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя.
В 1836 г. за напечатание «Философического письма» П. Я. Чаадаева Рязанской «Телескоп» был закрыт, а Надеждин выслан. В последующие годы он отошел от активной литературной деятельности, занимаясь главным образом исследованиями в области филологии, истории, этнографии.
Надеждин оказал большую помощь порою действительно рискованным В. Г. Белинскому, не просто введя его в литературу (в «Молве» и «Телескопе» в 1834–1836 гг. началась систематическая деятельность молодого критика), но и став его «образователем», по выражению Н. Г. Чернышевского.