Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский
Советский биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский был человеком редкой эрудиции. Широта его научных интересов была огромна. Ему принадлежат важнейшие открытия в нескольких областях биологии.
В годы гражданской войны с оружием в руках в рядах Красной гвардии он защищал Советскую власть. После войны поступил в Московский университет. Здесь он попал в кружок биологов, впоследствии сформировавших московскую школу экспериментальной биологии, которую возглавлял Н. К. Кольцов. На формирование взглядов Н. В. Тимофеева-Ресовского оказал влияние и другой его непосредственный учитель — основатель современной популяционной и эволюционной генетики С. С. Четвериков. К началу 30-х гг. Николай Владимирович, проведя замечательно спланированные экспериментальные работы на мухе дрозофиле и других насекомых, стал одним из лидеров мировой генетики.
Он открыл и обосновал фундаментальные принципы в современной генетике развития и популяционной генетике — принципы пенетрантно-сти (частота или вероятность проявления какого-либо аллеля в фенотипе по отношению к общему числу особей, обладающих данным аллелем) и экспрессивности (степень фенотипи-ческого проявления гена, определяемая по степени развития признака). Тимофеев-Ресовский стал одним из основоположников радиобиологии. Глубоко изучив влияние радиации на наследственность, он сформулировал «принцип попадания» и «теорию мишени», рассматривая генетические структуры как «мишени» при ионизирующем облучении.
Николай Владимирович обладал уникальной и удивительной способностью отличать «существенное от несущественного» — качеством, свойственным только очень крупным ученым. Эта способность позволяла ему, проводя обычные эксперименты на дрозофиле или наблюдая осенью в природе за укрывающимися на зимовку в щели божьими коровками, улавливать проявление великих законов природы.
Начав вместе с М. Дельбрюком (впоследствии лауреатом Нобелевской премии) работы по моделированию структуры генов в 30-е гг., Тимофеев-Ресовский стал фактически одним из основателей молекулярной биологии. В это же время совместно с физиком Р. Ромпе он обнаружил и описал «принцип усилителя» в биологии. В наше время, спустя 50 лет, оказалось, что этот принцип, по-видимому, один из важнейших и очень немногих общих принципов в теоретической биологии. Согласно ему единичное изменение (например, мутация, определяемая энергией порядка всего 2 эВ) может изменить свойства целой особи и привести в действие силы, на несколько порядков большие по затрачиваемой энергии.
По выражению его университетского друга академика Б. JI. Астаурова, Николай Владимирович был «трубадуром современной генетики». Он, действительно, с большим удовольствием выступал перед любой аудиторией, чем писал научные статьи. Его многочасовые лекции никого не оставляли равнодушными. Если выступление удавалось записать, то его можно было опубликовать как научную работу без каких-либо существенных поправок, лишь расставив знаки препинания, — так точны и продуманны были все выражения, так строга логика изложения.
В последние годы жизни ученый много сделал для развития эволюционной теории. Еще в 30-е гг. он первым использовал термин «микроэволюция» в современном смысле слова. Развитию учения о микроэволюции посвящены несколько его книг, написанных совместно с учениками в 70-е гг. Он был членом академий наук нескольких стран. Имя Н. В. Тимофеева-Ресовского стоит в ряду имен самых крупных естествоиспытателей нашего века.